Ченстохова. Ясна Гура

Мы уже не раз акцентировали тот факт, что поляки – народ очень религиозный. В принципе, этому не стоит особо удивляться. Земля Речи Посполитой богата не только историческими и природными достопримечательностями, но и сакральными местами, которые ежегодно посещают миллионы паломников. Одним из таких мест является городок Ченстохова, расположенный в Шленском воеводстве. Небольшое, провинциальное местечко стало синонимом религиозности и истинной веры, благодаря уникальному церковно-монастырскому комплексу, называемому «Ясна Гура». Откуда же взялась на польских землях таинственная икона, творящая чудеса? Почему именно Ясна Гура стала символом польской веры? Как так получилось, что вопреки активной антирелигиозной кампании, проводившейся властями коммунистической Польши, страна все же не утратила своей веры? Ответы следует искать здесь, в Ченстохове.

Дорожный указатель «Ченстохова».
Удивительный шленский городок.

1220 год от рождества Христова. На перекрестке реки Варта и королевского тракта, ведущего от Кракова до Познани, на самой границе Малопольски и Велькопольски появляется небольшое поселение, именуемое Ченстоховой. Место было выбрано не зря – именно на этом участке находилась речная переправа, которую нужно было охранять. Первыми поселенцами Ченстоховы вероятнее всего были солдаты, стерегущие ту самую переправу, и их семьи. Поселение довольно быстро разрасталось и вскоре уже получило городские права. Уже в XIV веке роль Ченстоховы в геополитической и экономической деятельности Речи Посполитой стала на столько важна, что милостью божьей король Казимир Великий дарит городу магдебургское право. По другому было бы и нельзя – через Ченстохову проходит не только королевский тракт, но и один из важнейших торговых путей Средневековья, так называемый «воловий» путь из Молдавии до Вроцлава.

В 1377 году Ченстохова переходит под юрисдикцию Владислава Опольчика, потомка славной династии Пястов. Так уж получилось, что князь Владислав был не только правителем Опольско-Рацибужского княжества, но и палатином (премьер-министром) Королевства Венгерского, и правителем Княжества Галицкого (Червленой Руси). Вот эти моменты и были запечатлены на гербе Ченстоховы – золотой лев (символ Галичины), стоящий напротив орла (символа Опольско-Рацибужа). Немногим позже, орел был изменен на черного ворона с хлебом в клюве (символ монахов-паулинов).

Герб города Ченстохова.
Золотой галицкий лев против черного монашеского ворона.

Хотя князь Опольско-Рацибужский не долго правил в Ченстохове, все же за два десятилетия он успел свершить парочку особо важных дел, с которыми связана дальнейшая история города. Дело первое – Владислав впустил в город монахов ордена Паулинов и позволил им построить свой храм. Дело второе (особо важное) – в 1382 году князь Владислав Опольчик привез из Руси в ченстохову чудотворную икону Богородицы и приказал разместить ее в костеле, построенном паулинами.

Легенда

Когда будущий евангелист Лука пребывал в Иерусалиме, он посетил дом Марии и Иосифа. Скромный ужин в доме святой семьи на столько поразил Луку своей сакральностью, что он, не удержавшись, прямо на дощатом столе нарисовал Богородицу вместе с младенцем Иисусом. Спустя несколько десятилетий, икона была передана императору Константину и хранилась в одном из христианских храмов Константинополя. На службе у императора в те годы состоял галицкий князь Лев. Не известно за какие именно заслуги, но икона была подарена князю самим императором. Лев привез святыню в родную Галичину, богато украсил ее золотом и драгоценными камнями и подарил церкви в городке Белз. Когда Владислав Опольчик стал правителем Галицкого Княжества, ему донесли о чудотворной иконе. Князь решил лично удостовериться в ее могуществе и отправился в церковь. Икона произвела на него такое огромное впечатление, что он решил, во что бы то ни было, забрать ее к себе на родину.

Икона Ченстоховской Богородицы.
Эту иконы по легенде нарисовал евангелист Лука.

Решающим фактором в желании заполучить икону, стала чудесная победа над литовскими и татарскими войсками, окружившими город. Однако, когда икона была снята с церковной стены и установлена в специальной карете, кони не смогли двинуться с места. Владислав поклялся, что будет чтить икону до конца своих дней и построит величественный храм в том месте, которое она сама себе выберет. Икона выбрала Ченстохову.

Легенда легендой, но чудодейственная икона Богородицы с Иисусом с тех пор «поселилась» в Ченстоховском костеле и стала главным религиозным атрибутом Польши.

Икона в драгоценной оправе.
Та же икона, в костеле Ясной Гуры.

Почему же самая известная польская святыня называется «Ясна Гура»? Ясна, в переводе с польского – светлая. Скорее всего, это название объясняется белыми известняковыми останцами (элементами рельефа), характерными для всей Краковско-Ченстоховской Юры (возвышенности). Благодаря этим светлым валунам, пластам золотистой глины и серебристого гравия, гора и получила такое название, которое потом перешло на весь монастырский комплекс.

Туристы и паломники, посещающие Ясну Гуру, с легкостью замечают, что это – не обычный монастырь. Толстые стены, оборонные валы, пушечные ядра, застрявшие в кирпичах у главного входа. Это все – свидетельство необычной истории Ченстоховы. Монахи-паулины изначально строили свой храм таким образом, чтобы он мог исполнять и фортификационные функции. Здесь даже находился постоянный вооруженный сторожевой отряд, состоящий из «братьев во Христе». Ничего удивительного. Вспомните смутное Средневековье и расположение Ченстоховы на стыке важных торговых путей – кто бы не позарился на монашеские добра?

Монастырь «Ясна Гура».
Храм или неприступная крепость?

Монастырь в Ясной Гуре – это, действительно, неприступная крепость. Чем бы не объясняли его мощь – прекрасным расположением, укрепленными стенами или защитой чудодейственной иконы, факт остается фактом. Ни Шведский потоп, ни I Северная война, ни многочисленные разбойничьи набеги не смогли выжить паулинов из их священного гнезда.

Шли годы. Власть менялась. Менялись нравы и обычаи. Но Ченстохова не замолкала. Даже в самые смутные коммунистические времена находились смельчаки, которые приезжали в Ясну Гуру, дабы поклониться Богородице и попросить ее о помощи. Удивительно, но если вспомнить, что творилось на территории бывшего советского союза, то сохранение монастыря и тем более – самой иконы Ченстоховской Богоматери, можно объяснить только воздействием высших сил. Ее не украли, не уничтожили, не заперли в музейных складах… Давно все позабыли о монахах-паулинах. Имя Владислава Опольчика затерялось в анналах истории. И только грустная Богородица с темным, как гречневый мед, лицом, задумчиво смотрит на мир, держа на руках свое единственное дитя.