Эй, гурали!

Гурали – этническая группа поляков, татранская история которых началась, как минимум, в начале XII века. Этот радушный, веселый и необычайно интересный народец стал едва ли не главной причиной посещения туристами Высоких Татр и Высоких Татр. Богатый фольклор, удивительная культура, трудно понимаемый язык и древние традиции имеют огромное влияние на культурную жизнь Речи Посполитой. Никогда, слышите? Никогда не верьте тем бредовым версиям, согласно которым гурале – потомки кочевников, прибывших в восточную Европу с полуострова Индостан! Татранские гурале – этнос с мощнейшими польскими корнями. Правда, чуточку «перемешанный» со своими ближайшими соседями: венграми, словаками, чехами, украинцами. Именно эта взрывная мешанина и превратила гуралей в того, кем они, собственно и являются по сей день – самый колоритный польский этнос.

Татранские гурали.
Колоритный польский этнос.

Гвара

Даже идеально владея польским языком, вы вряд ли сможете понять, о чем же рассказывает гураль. С первого раза – точно не поймете. Дело в том, что у них существует свой собственный диалект – гуральская гвара, которая столь же сильно отличается от польского государственного, как украинская мова от русского (вроде бы и слова знакомые, а как-то не совсем так).

Одной из характерных особенностей гуральской гвары является так называемое «мазужене» - замена «ч», «ш», «ж» на «ц», «с», «з». Как следствие – не «чапка», а «цапка», не «жаль», а «заль», не «шум», а «сум». Кроме того, гордые жители польских Татр, как правило, сильно протягивают звуки «о», «э», «е», при этом не редко заменяя ими «а», «у» и «и». К примеру – не «ляс», а «льоос», не «лодзь», а «луудзь». А уж с гласными в начале слова – так вообще кошмар! Получается, не «око, а «воко», не «огень», а «вогень», попутно пропуская и заменяя те согласные и гласные, которые там все-же имеются – не «пуйде», а «уйде», не «когут», а «кохут», не «порембана в ренках», а «порубано в руках», обязательно делая ударение на первый слог. Даже свое собственное название гураль вымолвит совершенно по-другому – «гуроль». Короче – и смех, и грех. Без хорошей порции гуральской медовухи не разберешся.

Гураль с трембитой.
Тромбиты грайо!

Наряд

Одеваются гурале красиво, ярко. Они вообще стараются всячески подчеркнуть свою индивидуальность и, бывает, затмевают своими нарядами даже кашубов на народных фестивалях. Белоснежные полотняные кошули (рубашки) с откидным воротничком, портки из сукна, цюха (овчинная куртка), щедро украшенная роскошной вышивкой, распашной сердак (безрукавка), кожаные керпце (постолы), широкий срос (пояс) и, конечно же, капелюш (шляпа). А вот гуральские панянки, как правило, наряжаются в белую рубашку с нежной вишивкой на манжетах и вороте, яркие юбки с цветочным орнаментом, горзетик (безрукавка), расшитый бисером и вышивкой, красивый, разукрашенный сердак и либо постолы, либо черные ботиночки-«румунки» с шнуровкой, на небольшом каблучке. А на голову – огромный, цветастый платок с люрексом и бахромой, называемый в этих краях – «шеленовым».

В руках у каждого, уважающего себя, гураля обязательно должна находиться цюпага (резной посох с набалдашником в виде топорика). Этот элемент свидетельствует о старинных традициях гуралей, которые некогда пользовались подобными, но – настоящими, топориками и в домашнем хозяйстве, и для защиту от врагов, и для рубки деревьев. На сегодняшний день, цюпага превратилась в декоративный придаток, который гурале с радостью используют как в качестве лишней подпорки для рук, так и для исполнения традиционных ритуальных танцев. Ну и, естественно, увеличивают туристический интерес.

Традиционные костюмы татранских гуралей.
Любая модница позавидует.

Музыка и танцы

Гуральские танцы – нечто особенное. У них практически нету четко ограниченной хореографии. Каждый танцует так, как его душа желает. В соответствии с характером, темпераментом, настроением. Мелодия льется сквозь тело, как кровь в жилах, гармонизирует движения тела с танцевальным ритмом, придает пружинистость ногам, бессознательно выкручивает руки, запрокидывает голову и превращает танец в «дикое», но невероятно зрелищное, искусство.

Музыка. О гуральской музыке можно написать целые трактаты! Музыкальный талант у них в крови. Они не просто поют, или играют. Они – живут. Гуральская музыка – явление практически не повторимое, подделать ее не возможно. Протяжные напевы на малопонятном (об этом мы уже упоминали) языке, задорные ритмы инструментов, всепоглощающее многоголосие. Их песни льются, словно ветер Хальный, затрагивая самые секретные уголки человеческой души. Она повсюду – дома, на полонинах, в корчме, на свадьбе и на похоронах, за столом и в лесу. И все Татры – это огромная сцена для гуралей!

Ритуальные гуральские танцы.
Гуральские танцы – нечто особенное.

Верования

Гурале – христиане. Они свято чтут все церковные праздники и обычаи, постоянно посещают целыми семьями резные деревянные церквушки и носят на груди крестики. Но! Не забывают и о своих древних божествах. Гуралька, отправившаяся в лес за «гжибами и ягудками», обязательно оставит на первом же попавшемся под ноги пенечке кусочек сладкой булки для лесовика, а священную ватру (костер) полонинские чабаны тщательно берегут от ветра и дождя на протяжении всего периода выпаса стада (от апреля до октября). А если у гураля разболеется живот, или начнется падеж скота – будьте уверены, он не пойдет в ближайшую аптеку за таблетками и не вызовет ветеринара. Он отправится прямиком к баце (старшему чабану), который даст ему горсточку вонючих корешков, или придет в хлев и обкурит скот душистой смесью неведомых травок. Баця для гуралей – это безпрекословный авторитет, целитель, мольфар, которого уважают, а не редко – и боятся. Естественно, ведь баця якшается с мелкой (и не очень) татранской «нечистью».

Костел в Лопушне.
Гурали – верующие люди.

Овчарка

Самый верный друг, брат и товарищ гураля – польская подхалянская овчарка, которую не редко путают со словацким чувачем. Огромный лохматый пес с длинной, белой шерстью, умными глазами и добродушной мордой, как никто другой подходит для выпаса и охраны скота. Эти собаки отличаются высоким интеллектом, сердечной привязанностью к своему хозяину и беспрекословным подчинением. Трудно представить себе более идеального помощника, чем это «волосатое чудовище». И волков отгонит, и овец соберет, и согреет долгими холодными ночами. В еде – не прихотлив, с детьми и прочими домашними животными ладит идеально, дрессуре поддается без особых усилий. Не собака, а дар Божий!

Ну и, на последок, пожалуй, расскажем вам страшную гуральскую легенду.

Легенда о Сабате и Дьяволе

Однажды Сабата (Ян Кшептовский, известный гуральский музыкант-самоучка XIX века) шагал себе спокойненько, бубня под нос веселую мелодию, по долине к Крываню (вершина в Высоких Татрах). А на встречу – Дьвол. Увидал он Сабату и говорит:

— О! Ясек! Сколько лет, сколько зим!

— Тьху-тьху, нечистый. Здался ты мне сто лет!

— И не страшно тебе? Гуляешь? Ты, живодер, скольких медведей на шкуры пустил? Уже за это тебе прямая дорога в Ад!

— Ей, в Ад? Ну и прекрасно! Хоть там согреюсь, а то кости старые уже ломит от холода. Но – не сегодня, извини, рогатый. Не сегодня.

— Хо! Так мне тебя отпустить что ли? Ну уж нет! Попался – значит все! Сам не пойдешь – силой возьму!

— Так я же тебе не поддамся!

— Да куда ты денешься, цваняк!

Так они несколько минут поспорили словестно и, в конце концов, решили силой померяться. Бороться, видите ли, будут. На ремнях. То Дьявол Сабату за ремень подымет и как грохнет об сыру землю, то Сабата Дьявола…

Подхалянские овчарки.
Идеальный пастух.

Боролись, боролись, и тут Дьявол говорит:

— Слыш, Ясек? А чой-то мы с тобой как мальчишки сопливые силушку то свою зазря растрачиваем? Аль не можем мы другим способом побороться?

— Дык чего ж не можем. Можем, конечно.

—А как?

— А вот тут я тебе не советчик. У тебя вон башка рогатая, огромная, ты и думай.

Подумал Дьявол, и говорит:

— Знаеш что, Ясек? А давай ка палицу мою будем в небо бросать? Кто выше бросит, тот и победит.

— Ну, бросать, так бросать. Но – ты придумал, значит ты первый бросаешь.

На том и порешили. Стал Дьявол на полонине, ноги широко расставил, плюнул на копыта – ладоней нету ведь у рогатого. Охватился за палицу и давай ее бросать. Полетела палица высоко-высоко, там, где звезды светят, но… упала на землю.

— Твоя очередь, бросай палицу, Ясек! – прорычал довольный Дьявол.

Взял Сабата палицу, поплевав предварительно на ладони, ухватился за один конец рукой, а другой рукой подперся в бок и стоит.

— Эй, ты чего стоишь? Бросай уже!

— Тихо, тихо, не спеши меня. Я не просто так стою, я дедушку своего в облаках высматриваю. Помер он давеча, на небо попал. Старенький был совсем, слабый. Вот увижу его в облаках – брошу ему палицу, будет деду чем подпереться.

Памятник Сабате (Закопане).
Гуральский музыкант-самоучка Ян Кшептовский.

Дьявол как услышал – давай орать!

— А что б тебя черти в пекле пороли! Мою палицу деду отдавать? Ни-за-что!

Выхватил у Сабаты посох и давай бежать, только копыта засверкали. А Сабата усмехнулся в усы пышные, поправил цюху, да и пошел дальше, сочиняя новую песню о глупом Дьяволе.

Kapela Góralska «Baciarka» - Wisi zbójnik.