Королевство польских ведьм

Есть в Польше места, которые окроплены кровью ведьм, хотя точнее будет сказать – женщин, подозревавшихся в колдовстве. Во времена жестокого Средневековья на многих пригородных холмах и городских рынках полыхали костры инквизиции. Сегодня, люди с особым эмоциональным характером или же с повышенной чувствительностью, утверждают, что в таких местах они ощущают нечто зловещее, гнетущее и трагическое. Не каждый осмелиться посетить эти уголки Речи Посполитой, которые стали свидетелями настоящих трагедий. Но если вы на это решитесь – то не пожалеете.

Костер.
Костры инквизиции не обошли стороной и Польшу.

Одним из таких мест в Польше считается Ведьмино Взгорье в Велькопольсце, примерно в километре от Дорухова возле дороги на Токажев. Согласно летописям, здесь в XVIII веке проходила чудовищная экзекуция. А все началось с растрепанной прически.

Ведьмино Взгорье

Госпожа Стоковская, жена мэра Дорухова, проснулась утром с ужасным колтуном на голове. Волосы буквально свалялись в один грязный и жирный комок, который не возможно было расчесать. Следует отметить, что пани (госпожа) Стоковская была дамой светской и исключительно тщательно следила за своей внешностью. Как могли ее чудесные шелковистые волосы всего за несколько часов сна превратиться в паклю – на этот вопрос вразумительного ответа не находилось. Призвали местную знахарку. Та, не особо разбираясь в медицине, авторитетно заявила – виновата ведьма. Ведьма – значит ведьма. Для средневековых поляков этот аргумент показался весьма убедительным. В те годы в Дорухове обитали 7 женщин, которых косвенно подозревали в отношениях с дьяволом. Мэр приказал арестовать их всех и провести «допрос с пристрастием».

Колтун в волосах.
Все началось с растрепанной прически.

О методах допросов инквизиторов ходят легенды. Были определенные «тесты», которые в точности указывали на то, является женщина ведьмой, или же нет. По началу все подозреваемые были брошены с каменного моста в реку. Обычная женщина должна тонуть! Они не утонули… Да и как же было пойти на дно, если течение раздуло их пышные юбки, словно парашюты. Положение женщин было безнадежно. «Невесты Сатаны» были выловлены из воды и заключены дубовые бочки, которые находились под стражей в городском зернохранилище. Вопрос о виновниках бед жены мера, казалось бы, решен. Но не тут то было. Ночью привели еще 7 подозреваемых, которые прошли те же тесты на ведьминство. В итоге, перед судьей, приехавшим из Грабова, предстало 14 обвиненных в колдовстве жительниц Дорухова. На допросе ни одна из них не призналась в связях с магией и все они были отправлены в камеру пыток.

Камера пыток.
Средневековая камера пыток.

Во время проведения допроса с пристрастием трое женщин скончались. На защиту ведьм стал даже сам местный священник – видимо, средневековое мракобесие не всех поразило. По началу он старался доказать мэру невинность этих прелестных созданий, но, натолкнувшись на стену непонимания, решил отправиться за помощью к самому королю Станиславу Августу. К сожалению, пока священник вернулся в город, все 11 женщин были сожжены на холме между Доруховом и Токажевом.

«Казнь ведьмы» средневековая литография.
Женщины были сожжены.

Месть мэра достигла и дочерей трех умерших подозреваемых. Одна из них скончалась после побоев розгами. Историю о доруховских ведьмах называют последним процессом инквизиции в Польше. Некоторые историки утверждают, что это всего лишь легенда, но в городских архивах были найдены документы, в которых указано, что некоторые сановники судья из Грабова в 1775 году были уволены с государственной службы в связи с причастием к жестокому убийству 11 женщин. Легенда легендой, а факты – вещь упрямая.

В Дорухове до сих пор жива память об этой ужасающей истории. Ведьмы стали главной городской достопримечательностью. На островке, где бедные женщины ждали суда, работает тематическое кафе, а холм – местные жители обходят стороной.

Остатки амбара на острове в Дорухове.
Местные жители обходят это место стороной.

Странные вещи происходят в околицах Плонины около Оленьей Горы. С этих краев пришла одна из самых страшных историй о сожженной ведьме. Когда Плонина еще не принадлежала Речи Посполитой, ее названием было – Angstwinkel (Уголок Страха).

Уголок Страха

Своим названием эта местность обязана голландским рыцарям-разбойникам. Но мистическая атмосфера ассоциируется с более древней легендой. Давным-давно, в местном замке проживала жестокая и властная княгиня Хильдегарда. А у самых стен крепости стояла жалкая хибара, в которой ютилась старая горбатая целительница из дальних гор и ее дочка. Когда муж Хильдегарды заболел, она приказала привести знахарку в свои покои и уговаривала ее помочь князю. Целительница отказалась – «Твой муж одной ногой на том свете, его не возможно исцелить». Разгневанная княгиня обвинила бедную женщину в колдовстве и в болезни, а позже – и смерти своего мужа. Нашлись даже такие, что, якобы, видели, как по ночам знахарку посещает сам Сатана.

Остатки замка в Плонине.
У стен крепости жила целительница.

Смерть князя не прошла бесследно. Слуги начали массово умирать от таких же симптомов. Виноватой оказалась целительница. Хильдегарда приказала забаррикадировать двери в хибару и сжечь знахарку вместе с ее дочкой заживо. До сегодняшнего дня остались руины замка, которые, в прочем, не обладают особой популярностью среди местных жителей. В этих местах отмечается особая энергетика, которая удручающе влияет на человека. А вот туристы с удовольствием посещают Уголок Страха в надежде познакомиться с призраками.

Сохранившаяся часть крепости.
Туристы с удовольствием посещают Уголок Страха.

Польское средневековое дворянство, как и простолюдины, конечно же верило в колдовство и магию. Но, случалось, что некоторые представители шляхты, хоть и не поддерживали взгляды своих соотечественников, все же охотно принимали участие в охоте на ведьм. Это можно объяснить желанием власти над подданными и поддерживанием должного уважения к себе, как к представителям власти. Если кого-то и подозревали в порочной связи с самим дьяволом – то в основном это были женщины из народа. Путешествуя по следам польской инквизиции, не возможно не посетить деревушку Прилепов возле Зельоной Гуры. В 1662 году помещик обвинил в поджоге корчмы местную целительницу. На суде она признала свою вину и даже указала на двух сообщниц. Те же, в свою очередь, назвали еще несколько имен.

Рыжеволосая женщина (кадр из фильма «Черная смерть»).
Чаще всего в колдовстве обвиняли простолюдинок.

Дьявольская истерия распространилась с молниеносной быстротой. Обвинения становились все более нелепыми и смешными. Процесс стал походить на фарс. Вскоре начали полыхать костры. В течении двух последующих лет были сожжены 20 женщин, 7 из которых были жительницами Прилепова. Интересный факт – как только расследованием этой масакры занялись государственные службы, весь инквизиторский дух прилеповцев моментально испарился.

Примерно в то же время в Познани были представлены к суду несколько «ведьм», которые, помимо стандартного набора «правонарушений», обвинялись еще и в совершенно немыслимом деянии – они превратили полевой клевер в кузнечиков!

Ведьма в капюшоне.
«Абра-кадабра, клевер – превратись в кузнечика!».

Печь для ведьмы

Путешествие по ведьминым местам лучше всего закончить в Нисе. В местном музее можно посмотреть интереснейшее представление – красочную ролевую реконструкцию судового процесса над ведьмой. Сама Ниса оставила свой кровавый след в истории охоты на польских ведьм.

Большая часть официальных инквизиторских процессов в Нисе произошла в период с 1622 по 1655 год. За это время были сожжены 5 женщин. Но активная деятельность охотников за ведьмами замечалась и в последующие годы. Случалось, что круг подозреваемых ставал таким огромным, что инквизиторы наталкивались на личность, которая априори была вне всяких подозрений.

Фрагмент спектакля в музее города Ниса.
Красочная ролевая реконструкция судового процесса над ведьмой.

Крупнейшая волна преследований накрыла Нису в 1639 году. Допросы и пытки в этот раз были особо изощренными. Местные палачи получили известность профессионалов экстра-класса. На рвение мастеров заплечных дел значительно повлиял тот факт, что все имущество казненного переходило в их собственность. И хотя епископ вроцлавский Карл Фердинанд Ваза старался урегулировать преследования и сократить издевательства над женщинами, именно в тот год решением городского капитула было построено одно из самых ужасных орудий казни – ведьмина печь.

Заплечных дел мастер.
Средневековый палач – профессионал экстра-класса.

Эта печь, которую любят описывать западные издания, до сегодняшних день является едва ли не главным предметом дискуссии историков. Никаких конкретных данных о этом сооружении не сохранилось. Даже не известно, где именно она находилась – на главной площади возле виселицы, или в пригороде. Но в те времена, сооружение подобного устройства стало настоящей сенсацией. Вероятнее всего, что печь была построена из огнеупорного кирпича или камня и обладала высотой около 8 футов (приблизительно 2,4 метра). Вход в нее закрывался наглухо железной дверью. Хотя историки и спорят об этом, но скорее всего в ней сжигали уже мертвых «невест Сатаны». Такая конструкция по тем временам стоила довольно дорого и раз уж власти решились на ее возведение, то можно предположить, с каким размахом проводилась охота на ведьм в Нисе.

«Допрос ведьмы» средневековая литография.
Специально для «ведьм» было придумано множество приспособлений.

С 1622 по 1684 год в Нисе было казнено более 250 человек, обвиненных в сделке с дьяволом. Преимущественно это были женщины, но встречались и мужчины, и даже дети от 9 до 12 лет. Но особо знаменательным стал один судовой процесс. Когда колдунью на суде спросили о том, кто является ее покровителем, она без колебаний указала на епископа. Стал ли сам священнослужитель жертвой своих сотоварищей – к сожалению, не известно.

Девушке в венке из трав на фоне заката.
Невинные дети природы стали жертвами ужасающего религиозного фанатизма.

История королевства польских ведьм остается одной из самых трагических страниц Речи Посполитой. Католическая церковь признала вину инквизиции и попросила прощения у всех верующих. Но кто попросит прощения у тех женщин, которых обвинили в колдовстве и лишили жизни в страшных мучениях? Нам осталось лишь помнить о них и время от времени посещать места их казни. Возможно, они почувствуют наше понимание и на том свете им станет хоть немножечко легче.