Краковские тайны. Где остановилось время

Случается, что мы, пребывая в том или ином городе и бродя по его улочкам, даже не представляем себе того великолепия, которое они скрывают от нас. Но есть в этих старинных, извилистых мостовых нечто такое, что притягивает нас, словно магнитом. И мы топчемся на месте, высоко задирая голову и осматривая лепнину на средневековых каменницах, не задумываясь о причине внезапно остановки. И только случайная встреча с человеком, ведающим секреты города, может пролить свет на такое нетипичное для туристов поведение. Только такой человек может открыть скрытые временем секреты, тщательно скрываемые городом от тысячи любопытных глаз. И где же еще не убедиться нам в этом, как не в Кракове – древней королевской столице, затоптанной любителями дешевого пива и беглого осмотра.

Краков. Городская площадь.
Город, затоптанный любителями дешевого пива и беглого осмотра.

Краков – город уникальный. Но отнюдь не теми видимыми достопримечательности, которые бросаются в глаза среднестатистическому туристу, прибывшему в Польшу. В Кракове живут Легенды. Много-много легенд, о которых даже большинство краковьяков не имеют ни малейшего представления. Горожане ежедневно проходят по улочкам, помнящих королевские шествия, живут в домах, окруженных занавесом тайны и мистики. Но так уж повелось, что мы, люди, ясно видим щепку в глазу собеседника, а бревна в своем – не замечаем. Краковчане – не исключение. Они на столько привыкли к своему городу, что не видят совершенно никакого смысля интересоваться его историей. Той, другой историей. Так что уж говорить о туристах, которым даже на созерцание Вавеля или Барбакана – и то времени не хватает. Но Краков – живет своей, особой жизнью. И всегда можно найти те пару минут, чтобы прислушаться к таинственным голосам, звучащим в этом шумном и многолюдном городе.

Зимний Краков.
Прислушайтесь к таинственным голосам, звучащим в тишине заснеженных улочек.

Краковская зима – идеальное время для молчания и созерцания. Утренний заснеженный Краков – словно сказочный городок, в котором наблюдательный турист может полюбоваться тишиной и спокойствием этой прославленной древней столицы.

Реформатская улочка тихонько прячется от путешественников, хотя и находится в двух шагах от городского рынка. Время здесь остановилось перед течением веков и гостям города, которые случайно забрели на Реформатскую, трудно поверить, что всего в квартале от нее бурлит жизнью XXI столетие. Но еще укромнее в тени трехэтажных каменных домов спряталась небольшая церквушка святого Казимира Королевича. Эта историческая личность, сын знаменитого короля Казимира VI Ягеллончика, внук прославленного короля Владислава Ягайлы, покровитель польской и литовской молодежи был фигурой одиозной. Обладая искрометным умом и выдающимися способностями, Казимир Королевич получил блестящее по тем временам образование у самого Яна Длугоша – профессора теологии и по совместительству краковского епископа. Будучи в возрасте 13 лет, Казимир Королевич повел огромное войско (12000 солдат) на Венгрию, дабы вернуть себе королевскую корону. К сожалению, или – к счастью, поход не удался и Казимир, тщательно продумав последствия продолжения войны, все же решил отказаться от посягательства на венгерские земли.

Костел Св. Казимира Королевича.
Уютно укрывшийся в тени каменных домов.

Королевич писал: «Управление королевством огромной мудрости требует и трудной пред Богом из этого управления ответственности». Время правления Казимира Королевича действительно отличалось неординарной интеллигенцией, гуманной расчетливостью и церковной справедливостью. Но королевская корона не принесла Казимиру счастья. Он заболел туберкулезом и отправился из Радома, где находилась его резиденция, в излюбленную Литву. Там Королевич ведет аскетический образ жизни, проводя все свое время в молитвах и покаянии. В возрасте 25-ти лет, Королевич Казимир умирает, окруженный ореолом святости и благочестия.

Скромная краковская церквушка наверняка понравилась бы Казимиру Королевичу. Она построена в 1666 году в характерном францисканском стиле. Над главным входом в храм висит икона покровителя, а если посмотреть немного дальше вдоль стены костела, то можно заметить небольшой колокольчик под деревянной крышей, в который звонят, если умирает кто-то из близких.

В здании храма царит полумрак, пробиваемый солнечными лучами, игриво скользящими по позолоченной лепнине. Согласно правилам реформаторской церкви, на алтаре размещено восхитительное распятие. И только единицы знают, что костел скрывает уникальнейший феномен – сотни чрезвычайно хорошо сохранившихся мумий умерших, похороненных в пещерных склепах храма.

Колокольчик для умирающих.
В этот колокол звонят, когда умирает кто-то из близких.

К склепам, собственно, доступ закрыт. Более того – они даже не обозначаются в туристических путеводителях. Это можно объяснить не только обеспечением покоя умерших, но и защитой специфической атмосферы, царившей в подземных пещерах. И только два раза в год, 2 и 3 ноября (в период поминальной недели) крипты открываются для тех немногих посетителей, знающих об их существовании.

Секрет такой идеальной природной мумификации останков без использования каких-либо химических средств, объясняется исключительно микроклиматом пещер. Однако, как этот самый микроклимат не изменяется с течением времени (первые захоронения в криптах датируются 1667 годом), и почему монахи-францисканцы избрали именно это место для строительства своего храма – остается загадкой.

Большинство захоронений находятся под главным нефом храма. Пара шагов в низ – и пред вами открывается таинственная страница польской истории. Здесь похоронены представители самых могущественных семей Польши – Велепольских, Шембеков, Морштынов. Согласно монастырским записям, всего в подземельях похоронено 730 светских и 250 церковных лиц.

Всего около полусотни мумифицированных останков выставлены на публичный показ. Под стеклянными крышками гробов лежат уважаемые знаменитые деятели Речи Посполитой. Лежат в своих роскошных одеждах, которые, по всем законам жанра, давно должны бы были превратиться в горстку пыли. А вот мумии монахов и священников лежат просто на песке и камнях, прикрытые только своими монашескими рясами. Удивительно, но спустя столько лет можно разглядеть цвет волос и даже выражение лица. У каждого из этих усопших есть своя история, не менее удивительно, чем их волшебное сохранение.

Мумии монахов.
У каждого из усопших – своя история.

Одна из немногих женщин, похороненных в склепе – Даниела Скальска. Она появилась в монастыре францисканцев неведомо откуда и многие годы занималась уборкой и чисткой монашеских одеяний. И только перед смертью, в 1864 году, Даниела призналась, что походит из очень богатого и известного рода.

Рядом с ней, в полном обмундировании, почивает наполеоновский солдат. В 1812 году он, смертельно раненый, постучался в ворота монастыря. Монахи приняли его и долго лечили, но он все же отошел в мир иной. Поговаривают, что именно этот солдат и стал причиной прихода Даниелы Скальской в монастырь. По легенде, она была влюблена в солдата до беспамятства и даже после его смерти не смогла уйти от любимого.

Не далеко от них в стеклянном гробу лежит молодая красивая девушка в подвенечном платье. Ее история – очень трагична. Юная красавица была отравлена собственным отцом в день свадьбы. Почему? А потому, что богатая красавица полюбила бедного ремесленника и забеременела от него. Отце, скрепя зубами, на свадьбу согласился, но все же не смог вынести такого позора на шляхетский род. И – отравил собственную дочь вместе с неродившимся ребенком.

Мертвая невеста.
Молодая девушка в подвенечном платье – жертва собственного отца.

Правда это, или просто красивые душераздирающие легенды – не знает никто. Монахи тщательно следили за конфиденциальностью своих необычных «клиентов». А теперь этим занимается Реформатская улочка – место, где время остановилось.