В это, конечно, трудно поверить, но даже в нашем, XXI веке в Речи Посполитой можно еще найти города, которые не обладают железнодорожным сообщением с остальной частью страны. И таких городов – достаточно много. Речь идет не о крохотных, затерянных среди гор или полей городишках, а о достаточно больших центрах, насчитывающих десятки тысяч жителей. Представляем вам список, состоящий из семи самых больших городов Польши, куда не ходят поезда.
Пекары Шленске – город, расположенный в самом центре Верхнешленского Промышленного Округа. Согласно последним данным, в нем проживают более 55 тысяч человек. Этот удивительный город является духовным центром Верхней Силезии и ежегодно привлекает сотни тысяч религиозных паломников. Еще в 20-е годы прошлого столетия сюда было вполне легко добраться поездом, но в 90-е часть железнодорожных путей, по необъяснимым причинам, была демонтирована, отрезав Пекары от остальной местности. В городе до сих пор сохранилась железнодорожная станция и несколько путей, которые используются исключительно для промышленной перевозки добываемого угля с шахты на склад.
Белхатув – пятый по численности населения город в Лодзинском воеводстве. Он находится всего в 50 километрах от Лодзи и в нем постоянно проживают более 59 тысяч жителей. Белхатув известен прежде всего своими угольными шахтами, на которых производится добыча особого бурого угля для электростанций. Хотя через Белхатув проходит железнодорожная линия в Петркув Трибунальский, пассажирские перевозки были полностью прекращены в 2007 году. Пути используются только для промышленных целей.
Поезда не ходят и в Мелец – важнейший промышленный город Подкарпатского воеводства, в котором обитает 61 тысяча жителей. Хотя история железнодорожного транспорта в Мельце восходит к концу XIX века, в 2009 году, в связи с ужасным состоянием железнодорожных полотен полностью прекратились перевозки на участке Дембица-Мелец-Тарнобжег. Власти обещали возобновить пассажирские перевозки в течении двух лет, но прошло уже почти 6, а в Мелец курсируют исключительно товарные составы.
В наш список попала так же и Ломжа – невероятно красивый город в Подлясском воеводстве, на живописном берегу реки Нарев. Численность населения – 63 тысячи, а первое железнодорожное сообщение здесь было открыто в годы I Мировой войны. Еще в 1993 году в Ломжу можно было доехать на электричке из Остроленки. Однако, пятью ежедневными рейсами пользовались менее 10 тысяч пассажиров, что оказалось совершенно не рентабельным. Линию пришлось закрыть.
Семяновице Шленске – известный, густонаселенный (70 тысяч жителей) город в Шленском воеводстве. Известен он, прежде всего, тем, что в нем находится один из самых современных медицинских центров по лечению ожогов. Мало кто знает, что в Семяновицах Шленских находится и один из самых дворцовых комплексов в Польше, к сожалению – забытый и опустевший. Что касается железнодорожного сообщения, то в Семяновицах до сих пор функционирует небольшой железнодорожный маршрут, соединяющий Катовице и Хожув. Но составы осуществляют только товарные перевозки, а пассажирские – прекращены с 1969 года.
Один из самых представительных городов Дольношленского воеводства – промышленный красавец Любин с его 74 тысячами населения. Именно здесь находится крупнейший в мире центр по выработке меди и серебра. Любин может похвастаться восхитительной старинной архитектурой, а вот пассажирское железнодорожное сообщение – здесь отсутствует с 2010 года. Плачевное состояние железнодорожных полотен привело к их закритыю и замене на автобусные перевозки.
Крупнейший, с точки зрения численности населения (92 тысячи жителей), город, куда вы не сможете доехать на поезде – Ястшембе-Здруй. В конце XIX века здесь функционировал, пожалуй, самый популярный курорт во всем Шленском воеводстве. Но в XX веке в Ястшембе-Здруй были обнаружены огромные запасы каменного угля и город начал активно преображаться в промышленный центр. Железнодорожная линия, соединяющая Журы, Ястшембе-Здруй и Водзислав Шленский была проложена в начале XX века, но в 1997 году были приостановлены все пассажирские перевозки по данному маршруту.
«Прощай, со всех вокзалов поезда…». Эта знаменитая песня отнюдь не относится к Речи Посполитой, поскольку, как оказалось, не со всех вокзалов поезда уходят в дальние края. Впрочем, это нисколько не влияет на изящность на красоту вышеперечисленных населенных пунктов. И если уж до них не доехать на электричке, то можно воспользоваться автомобильным транспортом и полюбоваться этими восхитительными польскими городишками.