Лемки: племя молчаливых гор

Блуждая тропами Низкого Бескида, или соседнего с ним Бескида Крыницкого, еще можно найти крохотные остатки богатой лемковской культуры. Иногда прямо перед глазами появляются то изумительная резная церквушка, то придорожная часовенка с фигурой Богородицы, то заброшенный пол столетия назад, осиротевший дом, то заросшее кустарником кладбище с каменными крестами. Даже пейзаж уже не тот, каким был раньше, поскольку густой лес проявил свое преимущество, заняв территории бывших огородов и некогда вспаханных с таким трудом полей. И тропки бескидские, по которым когда-то прохаживались вечно озабоченные делами мирскими лемки, превратились в темные туннели, окутанные густым пологом ветвей.

Музей лемковской культуры в Зиндарове.
Племя молчаливых гор.

Трудно поверить, что здесь раньше жили люди. Пустынные долины, заросшие тропы, клубни ежевичных и малиновых кустов на горных склонах эффективнее любой научной диссертации подтверждают молчание некогда густо населенных гор. Но именно в этих диких местах существовала одна из самых богатых, интересных и необычайно колоритных культур Речи Посполитой. До войны – недооцененная, после операции «Висла» - практически забытая, она, вопреки всему, оказалась на столько сильной, что не только смогла оставить после себя богатое наследие, но и даже, спустя пол столетия, частично возродилась.

Памяти операции «Висла».
Лемки были принудительно выселены с родного Бескида.

Несколько последних десятилетий вопрос о возрождении лемковской культуры стоит на первом месте. И этот феномен связан не только с возвращением представителей этого необычного народа в родные пенаты, но и с энтузиазмом сторонников уникальных традиций, неповторимых в своей оригинальности.

Значительный взнос в возрождение культуры лемков внесли многие этнографы, изучающие традиции, быт и верования этого народа. Не последнюю роль здесь играют и систематически проводимые фестивали, по традиции называемые «Лемковской ватрой» (ватра – костер), на которые съезжаются этнические лемки со всех Всходних Кресов и западной Галичины. Эти мероприятия необычайно красочны и представляют не только духовное наследие маленького народца, но и его материальное творчество. Можно с уверенностью сказать, что Лемковщизна сегодня находится на пике моды, несколько потеснив ранее популярны гуралей.

Ежегодный фестиваль «Лемковская Ватра» в Ждыни.
Возрождение великой культуры.

Само название «лемки» походит от шутливого прозвища жителей той части Карпат, коим наградили их проживающие в Бескидах бойки, намекая на часто используемое словечко «лем» (только). Первоначально этот термин очень уж приглянулся исследователям этого региона, а после 1834 года им начали пользоваться и сами лемки, которые, кстати, до этого гордо называли себя русинами. Русины – от слова Русь, поелику представители этого народа считали себя наследниками великой Руси Киевской, в чем, впрочем, есть доля правды, достаточно вспомнить, что на територии современной Галичины, как западной, так и восточной, существовало огромное и богатое княжество – Русь Червленая.

Фрагмент вышитой лемковской рубашки (личный архив автора).
Традиционная лемковская вышивка.

Однако, современные ученые, занимающиеся изучением лемков, утверждают, то эта народность появилась в результате скрещивания польских, русинских (украинских) и валашских субкультур, давным-давно встретившихся в Бескидах. В пользу этой версии говорит вся лемковская атрибутика: ярко выраженные, характерные мотивы в вышивке и традиционном костюме, особенности архитектуры и, конечно же, необычайно певучий диалект, пестрящий как украинскими, так и польскими, и модифицированными латинскими словечками.

География лемков – обширна. На сегодняшний день лемковские общины раскиданы по всей территории Польши, Украины и Словакии. Не смотря на это, они успешно сохраняют сильное осознание группового членства. И, к огромному счастью, большое количество лемков уже вернулось на свою историческую родину – в Низкий Бескид.