Пшемысль (Перемышль): Роза Ветров

А что это за такой красивый город на фотографии? Извилистые улочки, утопающие в роскошной зелени старинные дома, высокие шпили католических костелов вперемешку с толстенькими луковичками православных церквей, спокойные воды Сана, мирно текущие среди вальяжных холмов Подкарпатья, веселые, улыбающиеся люди, говорящие на певучей смеси польского и украинского языков. Не знаете? Ну что ж. Я вам отвечу. Это – мой самый любимый город Речи Посполитой. Гордый и древний Пшемысль. И пусть другие падают в обморок от красот Кракова, Фромборка или Сандомежа. Моя любовь к Перемышлю – вечна.

Пшемысль.
Самый любимый город.

Пшемысль (Перемышль) – живописный приграничный городок в Подкарпатском воеводстве, расположен в 12 километрах от польско-украинской границы на высоком берегу реки Сан (Сян). Именно в том месте, где Сан вытекает из Карпатского Предгорья и проходит между двух холмов – Знесения и Винницы.

Первое письменное упоминание о городе датировано 981 годом. Из летописей нам известно, что киевский князь Владимир Великий, сын Святослава Храброго, ходил походом на земли ляшские и занял Перемышль, сделав его стольным градом Червонной Руси (Галицко-Волынского княжества). С тех пор, Пшемысль, словно тенистый мячик, перепрыгивал то в состав Польши, то – Украины, пока, в 1944 году, по решению советской власти не был полностью передан в состав Польши (кстати, не безвозмездно, поскольку советский союз взамен оттяпал у поляков изрядный кусок Любельщизны). Почти до 1956 года на этих землях продолжались массовые депортации гражданского населения и, в конце концов, Пшемысль смирился со своей участью.

Перемышль, средневековая миниатюра.
Между двух холмов.

Но, позвольте. Если Владимир занял Перемышль в 981 году, то какова же дата основания этого города?

Об этом, к сожалению, история умалчивает. А вот легенды рассказывают нам о некоем князе Перемыславе, который очень любил охотиться на берегах Сяна. Однажды ему посчастливилось убить огромного медведя. Вот и решил князь основать в этом счастливом месте поселение. Естественно, название ему было дано – Перемысль, а на гербе воцарилось изображение того самого медведя, убиенного княжьей стрелой.

Но – оставим энциклопедическую информацию для книжных червей, а сами начнем нашу прогулку по этому удивительному городу.

На улицах 70-тысячного Пшемысля вечное движение. Не удивляйтесь. Дело в том, что здесь пересекаются главные туристические пути с Востока на Запад и с Севера на Юг. Пшемысль напоминает легендарную Розу Ветров. Большинство туристов спешат по своим делам, абсолютно не обращая внимания ни на богатую архитектуру, ни на общий колорит. Конечно, они же решают проблемы насущные – одни отправляются в Украину, другие – в Бещады, третьи – в Европу или другие польские города. Спешат? Ну и пусть. Сами не знают, что теряют.

Герб Пшемысля.
Вольный королевский город.

Но, пообщавшись с коренными жителями Перемышля, создается впечатление, будто все они были лично знакомы с легендарным солдатом Швейком. И что с того, что этот персонаж – всего лишь литературная выдумка. А вот не менее известная крепость, носящая одноименное название «Пшемысль» - более чем реальна.

Крепость Пшемысль

Осматривая городские пейзажи, то тут, то там глаз обязательно останавливается на восхитительных руинах старых фортификаций, созданных из красного кирпича и бетона. Крепость, построенная австрийцами в 1854-1914 годах, была одним из самых больших оборонных бастионов в Европе, главный костяк которого составлял сам город. Перемысль был окружен двумя огромными оборонными кольцами из нескольких десятков артиллерийских бастионов, бронированных казематов, казарм и траншей. Все это фундаментальное великолепие в годы I Мировой войны было тщательно защищаемо 128 тысячами солдат. Вот и бравый солдат Швейк оказался приписан к Пшемыслю, как один из участников войны.

Долго прохаживаюсь по окрестностям в поисках следов героя Гашека. На помощь мне приходит участник Ассоциации Друзей Швейка. Оказывается, Швейк (якобы) вошел в Перемышль с юга, через Добромильские ворота (улица Словацкого), некоторое время проживал в казарме возле форта Баконьчице, а потом – находился на допросе в комендатуре, на улице Катедральной. После допроса, бравый солдат попал в гарнизонную тюрьму на улице Мицкевича, где теперь находятся жилые дома.

Крепость Пшемысль.
Остатки фортификационных сооружений.

Суд над Швейком проходил в здании на улице Рокитнянской (сегодня там находится городская тюрьма). В конце концов, наш персонаж покинул город на поезде, а это значит, что он обязательно должен был побывать и на пшемысльском вокзале, сооруженном на венский манер, с огромными жирандолями и музами на стенных росписях. Жаль, что этот великолепный пример имперского зодчества пребывает в таком ужасном состоянии…

Похоже, за Швейком мне уже не успеть. Так что – останавливаюсь на несколько минут в местной кофейне и попиваю восхитительный венский кофе из миниатюрной чашечки (о моих кофейных проблемах вы наверняка читали в статье «Кофе по-царски»). Медленно возвращаюсь в старый район Пшемысля и… Внезапно, оказываюсь лицом к лицу с Швейком! Сидит предо мной, улыбающийся и беззаботный, на скамейке у одного из домов возле Заулка Свейковского, спрятанного в задней части рыночной площади.

Бравый солдат Швейк.
Вот так встреча!

Местный блошиный рынок, словно магнитом, тянет меня во двор современного Гарнизонного Клуба по улице Гродзкой. Оригинальные артефакты швейковских времен на нем, конечно же, найти довольно трудно. Зато – полным-полно их в Бастионном Музее, расположенном на улице Галицкой. Военные мундиры, множество оружия, обнаруженного при исследованиях форта, миниатюры полевых землянок и, даже, подробные копии плана крепости. Кстати, все те, кто желает самостоятельно заняться путешествием по фортификационным сооружениям в Пшемысле, обязательно должны иметь с собой карту, компас, фонарик и осторожность, чтобы не потеряться в подземельях, или не застрять в какой-нибудь забытой богом и людьми, полузаваленной комнатушке.

Пожалуй, стоит отложить «экскурсию» до более подходящего случая – решаю я, и отправляюсь к великолепному Казимировскому Замку.

Казимировский Замок

Во дворе замка замечаю фундамент ротонды и палатиума – дороманские следы таинственного сооружения времен Пястов, похожие на те, на Ледницком Острове (см. «Пястовский Шляк») и в Вавеле. Замок Казимира Восстановителя (того самого, что получил Польшу деревянную, а оставил – каменную) выглядит великолепно. И, конечно же, обладает своей личной, романтической легендой. Подобно, по ночам, на его высоких стенах, встречаются призраки несчастной Анны – богатой горожанки Перемышля, и Яна – бедного эльзасского рыцаря, попавшего в плен в битве под Грюнвальдом. Молодые люди воспылали друг к другу самыми нежными чувствами, но родители Анны отдали дочь замуж за начальника охраны замка. Французский рыцарь вскоре был помилован королем Владиславом Ягайло и немедленно бросился на поиски своей возлюбленной. Но было уже поздно. Несчастная девушке за несколько дней до этого бросилась с высокой башни и разбилась насмерть.

Казимировский Замок.
Замок короля Казимира.

Белая, роскошная королевская резиденция действительно привлекает своими мощными формами и оригинальным экстерьером. Но – не только этим.

Немного подустав от прогулок, я решила посетить очередную местную достопримечательность, находящуюся в замке – Театр Фредреум. Один из старейших любительских театров Польши был основан в 1869 году и по сей день радует своих зрителей восхитительными спектаклями в лучших традициях фредровского юморка.

Старувка

Старая часть Пшемысля по своим обрисам очень напоминает раскрытый веер. С одного конца – Рыночная площадь, с другого – Казимирский замок, с третьего – Зегарова Вежа (Часовая Башня). Это высокое сооружение, построенное в XVIII веке, поначалу исполняло функции колокольни и было «зародышем» строительства нового греко-католического собора, который так и не был построен. Сейчас в ней находится единственный в Польше Музей Фаек и Дзвонув (курительных трубок и колоколов). Вход в музей – платный, 5 злотых с человека.

Старувка.
Невообразимая красота старинного города.

Музей Трубок и Колоколов

История файкарства в Перемышле началась еще в 70-х годах XIX столетия. В городе находилось 24 частных предприятия, занимающихся изготовлением курительных трубок. На сегодняшний день – их осталось всего 11. Особой популярностью среди туристов пользуются так называемые «валаятувки», производимые с 20 годов XX столетия. Музейная экпозиция, состоящая из польских и европейских курительных трубок – очень впечатляет. Глиняные, фарфоровые, деревянные, длинные, словно индейские «трубки мира, и короткие «походные». Самые старые походят из XVII века. Некоторые выглядят, словно шедевры искусства: форма одной напоминает голову дамы в роскошной шляпе, другая – сделана в виде лошадиной головы (говорят, что именно такую курил сам Богдан Хмельницкий). С военных трубок, как живой, смотрит на нас император Франц Иосиф.

Другой, традиционный для Пшемысля, промысел – отливание колоколов. Главные предприниматели, занимающимися этим не легким делом вот уже 8 поколений, - семья Фельчинских. Звон их колоколов можно услышать не только в Польше, но и по всему миру. В Музее можно увидеть колокол с городской Ратуши, который был отлит в 1749 году.

На самом верху Яасовой Башни находится прекрасная смотровая площадка, вид с которой открывается просто восхитительный.

Музей Фаек и Дзвонув.
Часовая Башня.

Рынковая Площадь

Наклоненная центральная площадь – очередная изюминка Пшемысля. Вымощенная каменной брусчаткой, она резко спадает к подножию холма Знесение, на который, собственно, выкарабкивается сам город. Даже не знаю, смогу ли я сохранить равновесие. Но смешная медведица, купающаяся в центральном фонтане и собирающаяся вокруг себя толпы ребятишек – даже не дрогнет. Адам Мицкевич и Ян Собеский тоже не пасут задних, твердо стоя ногами на наклоненной площади.

Изящную голубую каменницу с половины XIX века занимает городская магистратура (ратуша была полностью разрушена во времена военных действий). Поворачиваю восточному крылу. Музей Истории Города (вход – 5 злотых), сверкающий своим зеленым фасадом, в скором времени покинет Рынок и переместится в новое здание на соседней площади Берка Езелевича.

Музей Истории Города

Уютные мещанские интерьеры XVIII века убеждают меня в том, что жители Перемышля высоко ценили комфорт. На фотоснимках словно оживает мультикультурная жизнь довоенного города. Множество синагог, поскольку до последней войны почти треть населения составляли евреи, православные церкви, шпилистые костелы. Свидетельства злодеяний, подтвержденные пактом Молотова-Риббентропа, массовое выселение украинцев, передача Подкарпатья Польше. Столько всего ужасного, страшного, нечеловеческого…

Фонтан на Рыночной Площади.
Медведи – они и в Пшемысле медведи.

После посещения музея (учитывая мое трепетное отношение определенным страницам польской истории) настроение немножко испортилось. Захожу в одно из уличных кафе, заказываю чашечку ароматного липового чая и кусочек «наполеона». Впереди – еще несколько часов пребывания в моем любимом городе. С Пшемысля открываются дороги во все уголки мира, но не вернуться сюда – не возможно.