Еще с пол десятка лет назад, состояние некоторых железнодорожных вокзалов Речи Посполитой оставляло, мягко говоря, желать лучшего. Полуразрушенные здания, груды мусора, облупленные стены и прочие атрибуты «непотребного» экстерьера - примерно так можно было описать все это безобразие. К счастью, в преддверии 2012 года (как вы помните, именно в этом году Польша совместно с Украиной принимала футбольный чемпионат «Евро-2012»), власти наконец-то обратили свои взоры на здания вокзалов в большинстве польских городов и выделили значительные финансовые средства на их ремонт, реконструкцию и строительные работы. И, каково же было удивление общества, когда под слоями грязи и пыли обнаружились настоящие архитектурные шедевры! Вот сегодня мы вам и расскажем (и покажем) десятку самых красивых польских вокзалов, которые скорее напоминают королевские замки, чем обычный транзитные полустанки.
И так, открывает нашу TOP-десятку городок Нове-Скальмежице (Велькопольское воеводство), в котором находится восхитительный, монументальный вокзал.
Красивое здание из красного кирпича, с острыми башенками и стрельчатыми окнами, построенное в неоготическом стиле (1895 год) является едва ли не самой выдающейся достопримечательностью Новых Скальмежиц. Когда-то этот прусская железнодорожная станция считалась одной из самых крупных. Не зря ведь именно здесь происходила встреча двух величайших монархов XIX века – кайзера Вильгельма II и императора Николая II (1913 год). И то, что это удивительное здание заслуживает нашего с вами внимания – вне всяких сомнений.
Следующее, 9-тое место в нашем списке вокзало-дворцов – здание железнодорожной станции в городе Люблин.
Железнодорожный вокзал «Люблин Главный» - импозантное, светлое здание, построенное в 1877 году. За все годы своего существования, он отправил со своих перронов огромное количество пассажиров и до сих пор является одним из самых многолюдных вокзалов восточной Польши. Прекрасно отремонтированный фасад, чистые, просторные залы и невероятная архитектура XIX столетия делают его настоящей изюминкой Люблина.
Вокзал в Бельско-Бяла занимает 8-е место нашего списка.
Здание железнодорожного вокзала в городе Бельско-Бяла (Шленское воеводство) – эффектное строение из красного и золотистого кирпича, построенное в 1890 году. Помимо внушительного экстерьера, особого внимания заслуживают и полихромные изображения в главном зале, стилизованные под помпейскую керамику. Вокзал «Бельско-Бяла Главный» внесен в список Памятников Архитектуры, а главной его туристической изюминкой несомненно является внушительная коллекция паровозов на перроне А1.
Скерневице (Лодзинское воеводство) оказались на 7-ом месте нашего списка.
Здание вокзала Варшавско-Венской железной дороги в городе Скерневице было построено в 1874 году по проекту ученика самого Маркони. Старое строение, исполненное в лучших традициях английского готического стиля, к сожалению, сгорело во время пожара в 1914 году. С 1980 по 2003 годы велись масштабные строительные работы, которые позволили восстановить вокзал таким, каким он выглядел в начале XX столетия. За основу были взяты планы и наброски того самого архитектора, который руководил строительством. Задумка удалась. Красное кирпичное здание привлекает взгляды и значительно украшает городскую панораму.
Внимание, пассажиры! Наш поезд приближается к очередной остановке! Представляем вашему вниманию 6-той пункт нашего списка вокзало-дворцов и останавливаемся в городе Тарновске Гуры (Шленское воеводство).
15 октября 1888 года – День Рождения вокзала в Гурах Тарновских. Вообще-то, вокзал в этом городе уже был, еще 1854 года. Но, поскольку, старое здание не справлялось с огромным наплывом пассажиров (ежедневно с Тарновских Гур отправлялось более 100 локомотивов), городские власти решили построить новый вокзал. Вокзал в Гурах Тарновских – эффектное, двухэтажное здание со светлым, золотисто-кремовым фасадом, изящным аттиком над главным входом, украшенное барельефными гербами Польши, Вроцлава и, естественно, самих Тарновских Гур. В 60-х годах прошлого столетия в здании вокзала уже проводились масштабные ремонтные работы, во время которых внутренние помещения приобрели явный соцреалистический харрактер, который, впрочем, не так уж и плохо уживается с нео-ренессансным экстерьером.
Следующая станция и 5-тое место списка – город Жирардув (Мазовецкое воеводство).
Здание железнодорожного вокзала в Жирардове – без сомнений, одно из самых красивых на линии так называемой «Венки» (Варшавско-Венская железнодорожная магистраль). Светлые стены, колоритные архитектурные формы, уникальные изразцы во внутренних залах – все это действительно относит нас к тем далеким временам, когда великие мира сего ездили не на «майбахах» и «лексусах», а в обычных поездах (правда – в специальных «императорских» вагонах). Вокзал в Жирардуве был построен в 1922 году, долгое время пребывал в плачевном состоянии и только с 2005 по 2007 год обрел свой современный блистательный вид.
Первую пятерку нашего списка мы прошли, попав на 4-тое место в город Гданьск и его восхитительный вокзал «Гданьск Главный».
Вокзал «Гданьск Главный» - одно из красивейших станционных зданий эпохи эклектизма в Европе. Экстерьер здания, выполненный из красного кирпича, сильно напоминает готические храмы с их высокими башнями, острыми шпилями и резными портиками. Сама башня, кстати, удивительно похожа на башню Ратуши на Длугим Таргу (Длинном Рынке). Да и огромные часы на обеих башнях выглядят, словно близняшки. Вокзал был построен в период между 1894 и 1900 годами, а его форма – напоминает паровоз.
Перемещаемся из Поморского воеводства в Подкарпатское и оказываемся в моем любимом городе Пшемысле на самом, что ни на есть, третьем месте.
Новая, свеженькая штукатурка, позолота, фрески, антикварные жирандоли (подвесные хрустальные люстры) – вокзал «Пшемысль Главный» не вокзал, а настоящая «цацка». Здание, полностью отреставрированное с 2010 по 2012 год, без всяких сомнений претендует на гордое звание одного из самых красивых польских вокзалов. Вокзал был построен в 1860 году в нео-барокковом стиле и до сих пор является главными «восточными» воротами. Интересный факт: при ремонте здания присутствовал специально приглашенный консультант по вопросам архитектуры XIX века, поэтому вокзалу удалось вернуть именно такой вид, каким он обладал 100 лет назад.
Вот мы и добрались до «вице-мистера вокзало-дворца». Второе место нашего списка занимает вокзал в Вроцлаве, который так и называется – «Вроцлав Главный».
«Вроцлав Главный», с его кирпичными стенами, витиевато продуманными цветовыми сочетаниями, элегантным использованием деревянных элементов и современным ночным освещением, обладает такой мощной энергетикой старых, «царских» станций, что это чувствуется даже в воздухе. Здание было построено в 1857 году и до сих пор является одним из немногих польских вокзалов, в которых есть накрытый перронный зал. Очень эффектно выглядят отремонтированные билетные кассы, украшенный неоновыми вывесками.
Уважаемые пассажиры! Приближаемся к конечной станции! Просьба всех внимательно посмотреть на № 1 нашего списка самых красивых вокзалов Польши, который находится в городе Познань.
Если чесно, то вокзал «Познань Главный» лидирует не только в нашем TOP-листе. По совместительству, он считается еще и одним из самых несуразных архитектурных недоразумений Речи Посполитой. Но, как бы там ни было, это ультрасовременное здание, возведенное из стекла, хрома и бетона, обязательно привлекает внимание гостей города. Храброе воплощение мировых стандартов, неутихающие споры с адептами классики и консерватизма, настоящий глоток воздуха, на фоне помпезных вокзалов, больше напоминающих королевские дворцы, или родовые помещичьи гнезда. Просторный, светлый, блестящий – почему бы и нет? Пришло время современности!
Вот так мы с вами, буквально за несколько минут, совершили уникальное путешествие по самым красивым вокзалам Речи Посполитой. Некоторые из них могли бы составить достойную конкуренцию Тевтонским замкам, или Орлиным Гнездам. Другие – поражают своим современным видом. Но всех их объединяет одно – если бы не футбольный чемпионат, то, вполне возможно, они бы исчезли с лица земли.