То ли вокзал, то ли дворец (самые красивые вокзалы в Польше)

Еще с пол десятка лет назад, состояние некоторых железнодорожных вокзалов Речи Посполитой оставляло, мягко говоря, желать лучшего. Полуразрушенные здания, груды мусора, облупленные стены и прочие атрибуты «непотребного» экстерьера - примерно так можно было описать все это безобразие. К счастью, в преддверии 2012 года (как вы помните, именно в этом году Польша совместно с Украиной принимала футбольный чемпионат «Евро-2012»), власти наконец-то обратили свои взоры на здания вокзалов в большинстве польских городов и выделили значительные финансовые средства на их ремонт, реконструкцию и строительные работы. И, каково же было удивление общества, когда под слоями грязи и пыли обнаружились настоящие архитектурные шедевры! Вот сегодня мы вам и расскажем (и покажем) десятку самых красивых польских вокзалов, которые скорее напоминают королевские замки, чем обычный транзитные полустанки.

Евро – 2012.
Чемпионат по футболу, 2012 год.

Нове Скальмежице

И так, открывает нашу TOP-десятку городок Нове-Скальмежице (Велькопольское воеводство), в котором находится восхитительный, монументальный вокзал.

Красивое здание из красного кирпича, с острыми башенками и стрельчатыми окнами, построенное в неоготическом стиле (1895 год) является едва ли не самой выдающейся достопримечательностью Новых Скальмежиц. Когда-то этот прусская железнодорожная станция считалась одной из самых крупных. Не зря ведь именно здесь происходила встреча двух величайших монархов XIX века – кайзера Вильгельма II и императора Николая II (1913 год). И то, что это удивительное здание заслуживает нашего с вами внимания – вне всяких сомнений.

Вокзал в Новых Скальмежицах.
Бывшая прусская железнодорожная станция.

Люблин

Следующее, 9-тое место в нашем списке вокзало-дворцов – здание железнодорожной станции в городе Люблин.

Железнодорожный вокзал «Люблин Главный» - импозантное, светлое здание, построенное в 1877 году. За все годы своего существования, он отправил со своих перронов огромное количество пассажиров и до сих пор является одним из самых многолюдных вокзалов восточной Польши. Прекрасно отремонтированный фасад, чистые, просторные залы и невероятная архитектура XIX столетия делают его настоящей изюминкой Люблина.

Вокзал «Люблин Главный».
Одна из городских достопримечательностей.

Бельско-Бяла

Вокзал в Бельско-Бяла занимает 8-е место нашего списка.

Здание железнодорожного вокзала в городе Бельско-Бяла (Шленское воеводство) – эффектное строение из красного и золотистого кирпича, построенное в 1890 году. Помимо внушительного экстерьера, особого внимания заслуживают и полихромные изображения в главном зале, стилизованные под помпейскую керамику. Вокзал «Бельско-Бяла Главный» внесен в список Памятников Архитектуры, а главной его туристической изюминкой несомненно является внушительная коллекция паровозов на перроне А1.

Вокзал «Бельско-Бяла Главный».
Красно-золотистое здание вокзала в Беьско-Бяла.

Скерневице

Скерневице (Лодзинское воеводство) оказались на 7-ом месте нашего списка.

Здание вокзала Варшавско-Венской железной дороги в городе Скерневице было построено в 1874 году по проекту ученика самого Маркони. Старое строение, исполненное в лучших традициях английского готического стиля, к сожалению, сгорело во время пожара в 1914 году. С 1980 по 2003 годы велись масштабные строительные работы, которые позволили восстановить вокзал таким, каким он выглядел в начале XX столетия. За основу были взяты планы и наброски того самого архитектора, который руководил строительством. Задумка удалась. Красное кирпичное здание привлекает взгляды и значительно украшает городскую панораму.

Вокзал в Скерневицах.
Лучшие традиции английской готики.

Тарновске Гуры

Внимание, пассажиры! Наш поезд приближается к очередной остановке! Представляем вашему вниманию 6-той пункт нашего списка вокзало-дворцов и останавливаемся в городе Тарновске Гуры (Шленское воеводство).

15 октября 1888 года – День Рождения вокзала в Гурах Тарновских. Вообще-то, вокзал в этом городе уже был, еще 1854 года. Но, поскольку, старое здание не справлялось с огромным наплывом пассажиров (ежедневно с Тарновских Гур отправлялось более 100 локомотивов), городские власти решили построить новый вокзал. Вокзал в Гурах Тарновских – эффектное, двухэтажное здание со светлым, золотисто-кремовым фасадом, изящным аттиком над главным входом, украшенное барельефными гербами Польши, Вроцлава и, естественно, самих Тарновских Гур. В 60-х годах прошлого столетия в здании вокзала уже проводились масштабные ремонтные работы, во время которых внутренние помещения приобрели явный соцреалистический харрактер, который, впрочем, не так уж и плохо уживается с нео-ренессансным экстерьером.

Вокзал в Тарновских Гурах.
Нео-ренессанс и соцреализм.

Жирардув

Следующая станция и 5-тое место списка – город Жирардув (Мазовецкое воеводство).

Здание железнодорожного вокзала в Жирардове – без сомнений, одно из самых красивых на линии так называемой «Венки» (Варшавско-Венская железнодорожная магистраль). Светлые стены, колоритные архитектурные формы, уникальные изразцы во внутренних залах – все это действительно относит нас к тем далеким временам, когда великие мира сего ездили не на «майбахах» и «лексусах», а в обычных поездах (правда – в специальных «императорских» вагонах). Вокзал в Жирардуве был построен в 1922 году, долгое время пребывал в плачевном состоянии и только с 2005 по 2007 год обрел свой современный блистательный вид.

Вокзал в Жирардуве.
На линии «Венка».

Гданьск

Первую пятерку нашего списка мы прошли, попав на 4-тое место в город Гданьск и его восхитительный вокзал «Гданьск Главный».

Вокзал «Гданьск Главный» - одно из красивейших станционных зданий эпохи эклектизма в Европе. Экстерьер здания, выполненный из красного кирпича, сильно напоминает готические храмы с их высокими башнями, острыми шпилями и резными портиками. Сама башня, кстати, удивительно похожа на башню Ратуши на Длугим Таргу (Длинном Рынке). Да и огромные часы на обеих башнях выглядят, словно близняшки. Вокзал был построен в период между 1894 и 1900 годами, а его форма – напоминает паровоз.

Вокзал «Гданьск Главный».
Ярчайший представитель эпохи эклектизма.

Пшемысль

Перемещаемся из Поморского воеводства в Подкарпатское и оказываемся в моем любимом городе Пшемысле на самом, что ни на есть, третьем месте.

Новая, свеженькая штукатурка, позолота, фрески, антикварные жирандоли (подвесные хрустальные люстры) – вокзал «Пшемысль Главный» не вокзал, а настоящая «цацка». Здание, полностью отреставрированное с 2010 по 2012 год, без всяких сомнений претендует на гордое звание одного из самых красивых польских вокзалов. Вокзал был построен в 1860 году в нео-барокковом стиле и до сих пор является главными «восточными» воротами. Интересный факт: при ремонте здания присутствовал специально приглашенный консультант по вопросам архитектуры XIX века, поэтому вокзалу удалось вернуть именно такой вид, каким он обладал 100 лет назад.

Вокзал «Пшемысль Главный».
«Восточные ворота».

Вроцлав

Вот мы и добрались до «вице-мистера вокзало-дворца». Второе место нашего списка занимает вокзал в Вроцлаве, который так и называется – «Вроцлав Главный».

«Вроцлав Главный», с его кирпичными стенами, витиевато продуманными цветовыми сочетаниями, элегантным использованием деревянных элементов и современным ночным освещением, обладает такой мощной энергетикой старых, «царских» станций, что это чувствуется даже в воздухе. Здание было построено в 1857 году и до сих пор является одним из немногих польских вокзалов, в которых есть накрытый перронный зал. Очень эффектно выглядят отремонтированные билетные кассы, украшенный неоновыми вывесками.

Вокзал «Вроцлав Главный».
Главная изюминка – накрытые перроны.

Познань

Уважаемые пассажиры! Приближаемся к конечной станции! Просьба всех внимательно посмотреть на № 1 нашего списка самых красивых вокзалов Польши, который находится в городе Познань.

Если чесно, то вокзал «Познань Главный» лидирует не только в нашем TOP-листе. По совместительству, он считается еще и одним из самых несуразных архитектурных недоразумений Речи Посполитой. Но, как бы там ни было, это ультрасовременное здание, возведенное из стекла, хрома и бетона, обязательно привлекает внимание гостей города. Храброе воплощение мировых стандартов, неутихающие споры с адептами классики и консерватизма, настоящий глоток воздуха, на фоне помпезных вокзалов, больше напоминающих королевские дворцы, или родовые помещичьи гнезда. Просторный, светлый, блестящий – почему бы и нет? Пришло время современности!

Вокзал «Познань Главный».
Познаньский «хлебак».

Вот так мы с вами, буквально за несколько минут, совершили уникальное путешествие по самым красивым вокзалам Речи Посполитой. Некоторые из них могли бы составить достойную конкуренцию Тевтонским замкам, или Орлиным Гнездам. Другие – поражают своим современным видом. Но всех их объединяет одно – если бы не футбольный чемпионат, то, вполне возможно, они бы исчезли с лица земли.