Заброшенный участок в лесу возле Варшавы. А на нем – несколько десятков настоящих легенд автомобилестроения. Когда-то, это скопище ржавого металлолома являлось одной из самых богатых и дорогих частных коллекция автомобилей не только на территории Речи Посполитой, но и, пожалуй, во всей Европе. В период своего расцвета, коллекция насчитывала около 3 сотен автомобилей и 2 сотен мотоциклов самых разнообразных марок и моделей.
Информацией об этом уникальном местечке в Гродзиско Мазовецком, с нами поделились давние друзья. Не смотря на приближенность к столице, автомобильное кладбище не считается особо популярным туристическим объектом. И, скажу я вам откровенно, весьма зря.
Отправившись по указанным координатам, мы наткнулись на полностью заросший кустами участок леса, в глубине которого маячило умирающее строение. Здание было со всех сторон окружено огромным количеством всевозможных железяк, состоящий в стадии частичного разложения. Возле покосившейся ограды еще можно увидеть более-менее сохранившиеся средства для передвижения, а вот в глубине двора – лишь ржавые обломки, по плачевному состоянию которых даже приблизительно невозможно определить марку некогда шикарного авто.
Если верить надписям на чудом сохранившейся табличке, то на этом кладбище одновременно гниют и «Rambler», и «Studebaker», и «Bugatti» с «Porsche», и старинные «VW». Но наибольший интерес вызывает прототип «SAM Jaga», выполненный в единственном экземпляре польским инженером Адамом Слодовым.
Любопытный сосед, приехавший на велосипеде посмотреть, что же за посетители приперлись, в ответ на вопрос о автомобильном кладбище рассмеялся: «Эка мне невидаль! Ржавые развалюхи. Понятия не имею, почему это место еще вызывает у кого-то интерес. Груда гнилого металла – вот что это такое. Все более-менее ценное уже давно отсюда вывезли. Вот, стоит, гниет, воняет. Помнится, пару лет назад приперлись молодожены, прямо со свадьбы. Дескать – фотосессию делать. Так я им сказал – с таким успехом могли бы сфоткаться на обычной городской свалке!»
Владельцем этого, некогда шикарного, автопарка был некий Тадеуш Табенцкий. В 50-х годах прошлого столетия он занимал достаточно высокие должности при социалистической власти и был отъявленным коммунистом, скрягой и нехорошим человеком. Любимым занятием польского партаппаратчика были автомобили. Как и откуда он их доставал – остается загадкой, хотя в те времена для важных чинуш никаких ограничений не существовало. У Табенцкого был приятель, живший неподалеку, который тоже коллекционировал автомобили. Эти два ярых коммуниста частенько засиживались в гараже, перебирая пальцами каждую детальку вожделенного «фаэтона» и полируя крышку капота до зеркального блеска. Некоторые автомобили успешно снялись в целом ряде кинокартин. А вот посторонних лиц к своей коллекции пан Тадеуш категорически не подпускал.
Тадеуш Табенцкий скончался в 1989 году. Право наследия, по сути, должно было бы перейти к его сыну Вацлаву, но суд постановил иначе. Поговаривали, что наследник партийного бонзы был, мягко говоря, не в себе (страдал психическим расстройством). Коллекция автомобилей была предназначена сама себе. Со временем о клондайке разузнали местные воры и начали помаленьку его разворовывать. Бдительные соседи, конечно же, не раз обращались в полицию, но стражи правопорядка не слишком стремились заниматься таким копеечным делом. В результате на стене дома закрасовалась непристойная надпись, а участок был принудительно передан в руки общины, для которой этот дар оказался попросту ненужным.
Вот и стоят старенькие автомобили уникальных моделей в варшавском лесу. Доживают свое бренное существование по соседству с реликтовыми буками и кустами ежевики, которая все норовит пробраться сквозь проржавевшую обшивку кузовов. Медленно умирают, омытые осенними дождями, и зябко кутаются в снежный покров суровой зимы. И только случайные туристы, узнав о таком интересном месте, приходят сюда, дабы в очередной раз отметиться в инстаграме. И уйти, оставив автомобили в своем гордом одиночестве.