Знаменитый Франек Клуски

Во время проводимых ним спиритических сеансов, участники мероприятия то и дело ощущали на своем теле касания невидимых рук, видели очертания, вызванных медиумом, львов, птиц и, даже, первобытного человека. Кем же был Франек Клуски – величайший медиум довоенной Речи Посполитой, на сеансах которого гостил сам маршал Пилсудский? Шарлатаном, или посредником между двумя мирами?

Спиритический сеанс.
Спиритические сеансы стали модными в междувоенной Европе.

Франек Клуски – это всего лишь громкий псевдоним успешного банкира, журналиста и поэта Теофила Моджеевского (1873 г. р.). Сверхъестественные способности этого человека проявились достаточно поздно – в возрасте 45-ти лет. И этот факт принято считать весьма удивительным, поскольку, как правило, подобные способности проявляются гораздо раньше. Клуски до сих пор считается одним из лучших материализационных медиумов, то есть тех, которые во время спиритических сеансов умеют вызывать видимые, воплощенные в определенную форму осязания, образы. В ходе проводимых ним сеансов, подобные материализации были зафиксированы 650 раз, а общее число типов призраков насчитывает 250 единиц.

Франек Клуски во время спиритического сеанса.
Лучший материализационный медиум довоенной Польши.

А все началось случайно

Однажды, активный завсегдатай элитных салонов, душа компаний и «светский лев» Теофил Моджеевский по воле случая попал на один из спиритических сеансов, которые пользовались огромной популярностью в тогдашней Европе. Следует отметить, что сам сеанс не привел Моджеевского в восторг, поскольку тот посчитал работу медиума чистой воды шарлатанством. О чем не преминул и высказать в глаза посреднику с миром духов. Разозлившийся медиум, выкрикивая проклятия, удрал прочь из комнаты.

И тут случилось самое странное. Одному из участников сеанса, некоему пану Яну Гудзику, пришла в голову ошеломляющая идея. Он уговорил оставшихся проверить, оставили ли «призраки» комнату вслед за своим «переводчиком. Мы не будем утомлять вас подробными рассказами о проведенных ритуальных действиях, но факт остается фактом. Присутствующие с удивлением заметили, что вокруг спокойно сидящего Моджеевского появилось странное свечение.

Инцидент, однако, в скором времени был забыт и участниками сеанса, и самим Моджеевским.

Стол, поднятый в воздух.
Моджиевский обнаружил свои способности слуайно.

После окончания польско-советской войны, которую Моджеевский прошел в качестве добровольца, он внезапно решил заняться развитием своих сверхъестественных способностей. Кто знает, возможно на войне ему не раз удалось ощутить присутствие потусторонних сил и каким-то образом даже управлять ими.

Результаты оказались потрясающими. Таинственные огоньки присутствовали на всех спиритических сеансах, принимая совершенно разнообразные формы – от крохотных искорок, до огромных шаров. Участники сеанса ощущали на своем теле легкие касания невидимых рук, мягкую текстуру кожного покрова животных, невесть откуда взявшиеся запахи и, конечно же, прохладный ветерок, предвещавший появление призраков. Некоторые гости из потустороннего мира появлялись перед зрителями в виде зыбкого тумана, но большая их часть – обладала весьма конкретными формами. Такие материализировавшиеся призраки частенько оказывались вполне дружелюбными, а иногда – даже весьма разговорчивыми.

Призрак за спиной.
Результаты сеансов оказались потрясающими.

Персонажами, которые чаще всего появлялись во время спиритических сеансов Франека Клуского, были таинственный ассирийский жрец и итальянский офицер. До сегодняшних дней не известно, как Моджеевскому удавалось генерировать столь ощутимые фантомы. Некоторые утверждают, что эта способность вызвана мистической субстанцией, называемой в кругу спиритистов эктоплазмой, которая, освобождаясь из тела медиума во время состояния транса, приобретает определенные формы и образы. На многих довоенных фотографиях, специально сделанных на сеансах Клуского, эти проявления эктоплазмы выглядят, словно манекены, обмотанные бинтами и марлей. При этом, призраки эволюционировали на глазах изумленных зрителей от бесформенной массы, до четко обозначенных фигур.

Проявление эктоплазмы.
Никто не может обяснить.

Интересные воспоминания о спиритическом сеансе медиума Клуского описывает в своей книге полковник Норберт Околович.

Поздний вечер, дня 7 января, года 1925 от Рождества Христова. Все участники сеанса собрались в темной комнате за круглым столом. Пан Клуски впал в транс так быстро, что многие даже не успели понять, что же случилось. Единственным источником света в помещении был фосфорирующий экран, лежавший в центре стола. Спустя минуту, экран внезапно поднялся в воздухе и осветил своим еле видимым мерцанием зыбкую, полупрозрачную фигуру стройного офицера, который приподнял фуражку, словно приветствуя присутствующих. Одна из дам истерически вскрикнула, узнав в призраке своего знакомого, погибшего несколько месяцев назад. Все присутствующие заметили, что не смотря на подвижность, лицо призрака носило явные признаки смерти.

Прошло еще несколько секунд. Офицер исчез, а на его месте появилась прелестная барышня в кружевном платье, которая душевно обняла одного из присутствующих мужчин, а остальных – осенила крестным знамением. Вслед за ней появился итальянский офицер Сезар Баттисти, любезно поздоровавшийся со всеми присутствующими галантным кивком головы, а перед исчезновением – бодро крикнувший «Брава Полякка!»

Парафиновые слепки ладоней призраков, сделанные на сеансах Клуского.
Воспоминания о сеансах Клуского могли бы стать сценарием для фильма ужасов.

Вслед за этим, большинство участников сеанса заметили в комнате едва видимые призраки своих умерших родственников. А когда зыбкие фантомы исчезли, в центре комнаты внезапно появился светящийся столб, испускающий клубы зеленоватого дыма. Из дымовой завесы показалась фигура импозантного человека, ладони которого светились отблесками холодного пламени. Это был ассирийский жрец, который своей необъяснимой силой сумел поднять в воздух тяжеленное кресло вместе с сидящим на нем ученым.

Хотя подобные явления были постоянными атрибутами сеансов Клуского, все же участники частенько пребывали в состоянии шока после увиденного. Особенно поражали зрителей те сеансы, во время которых Моджеевский генерировал нетипичные образы. Экзотические животные, вымершие птицы, первобытные люди… А в совокупности с ними – перемещения предметов мебели и живых людей.

Материализовавшийся орел на спине медиума.
Каким образом Моджеевскому удавалось это?

Но самым шокирующим было то, что призраки, вызванные Клуским, были крайне разговорчивы. Они с удовольствием отвечали на все, задаваемые им вопросы. Один из постоянных участников спиритических сеансов, драматург и поэт Анджей Немоевский, однажды задал призраку своего погибшего друга вопрос, ответ на который могли знать только они двое. Призрак ответил. После сеанса, Немоевский признался о своих ощущениях – будто бы он разговаривал сам с собой.

Критики в один голос утверждали, что знаменитый спиритические сеансы Клуского не имеют ничего общего с потусторонними силами, а являются всего лишь великолепнейшим использованием гипнотических способностей. Но, позвольте! Как можно сфотографировать мысли или внушение? А снимков, подтверждающих спиритические способности Моджеевского – осталось более, чем предостаточно.

Иллюстрация к газетной статье о сеансах Клуского.
Критики не верили в способности медиума.

Поскольку Франек Клуски не использовал свои сверхъестественные способности для увеличения собственных материальных благ, он в скором времени стал одним из самых популярных медиумов. Его приглашали в Париж, в Рим, в Вену и Милан. На его сеансах присутствовали мировые знаменитости и коронованные особы, профессора крупнейших университетов и именитые ученые, политики и люди искусства. Свой дар Клуски использовал в течении всего 5-ти лет после окончания польско-советской войны – до марта 1925 года. Позже – мистические способности Моджеевского внезапно прекратились.

Франек Клуски скончался в 1943 году. После себя он оставил потомкам множество фотоснимков, сделанных на спиритических сеансах, и еще большее количество вопросов, на которые, к сожалению, нам ответа не найти.

P. S: как бы это не звучало странно, но все фотоснимки, которые мы вам продемонстрировали, прошли несметное количество всяческих проверок на достоверность. Итог – все они оригинальны. Никакого фотошопа, никаких спецэффектов.