Пивные традиции Польши

Сказать, что поляки любят пиво – это не сказать ничего. Ежегодно, среднестатистический житель Речи Посполитой выпивает около 93 литров этого золотистого напитка. С точки зрения потребления хмельного эликсира на душу населения, Польша занимает лидирующие позиции не только в Европе, но и во всем мире. Традиция польского пивоварения – одна из самых старых в мире. Она восходит своими корнями в далекие доисторические времена Ляха – легендарного предка всех поляков. Самым старым письменным упоминаем о польском броварництве (пивоварництве) можно считать хронику Тиетмара Мерсенбургского, который описывал, что «первый король польский Владислав Храбрый из-за своего пристрастия к хмельному пиву был прозван пивошем». Этот факт свидетельствует о том, что пиво было известно в Польше уже в конце X столетия. Приблизительно в то же время была открыта первая королевская пивоварня.

Хмельной напиток.
Традиция польского пивоварения уходит корнями в далекие времена.

Пивоварение стало весьма важной частью экономики Польши. Уникальная рецептура этого напитка содержалась в строжайшей тайне, разглашение которой грозило даже смертельной казнью. Власти Речи Посполитой следили за работой броваров и осуществляли постоянный контроль за качеством пива. Во время неурожая, пивоварам даже выплачивалась некая денежная компенсация за ущерб, связанный с погодными условиями либо последствиями сражений. Чаще всего, пивоварни функционировали при мужских монастырях, соответственно, если следовать логике, то вполне возможно, что пиво в те времена называли монастырским.

Экспозиция Музей пива (г. Львов, Украина).
Примерно так выглядела средневековая пивоварня.

Со временем популярность пива так возросла, что единичные броварни не могли обеспечить такое огромное количество золотистого нектара. Были открыты первые государственные пивоварни, которые ежегодно производили до 3 миллионов литров пива различных сортов. Польские бровары успешно конкурировали со своими чешскими, львовскими и немецкими соседями.

Если спросить у поляков о их любимом пиве, они не задумываясь ответят – польское! Патриотизму жителей Речи Посполитой, конечно, можно позавидовать, но нам, иностранцам, все же хотелось бы поподробнее узнать о самых вкусных и самых знаменитых сортах польского пива. Особенно – перед поездкой в эту замечательную страну.

Пиво «Wojak»

Пивная марка «Wojak» (солдат) была создана на пивном заводе в городе Кельце. Позже, Кельцкую броварню приобрела Компания Пивоварская и производство этого пива было перенесено в Тыские Княжеские Пивоварни. Пиво «Wojak» - светлый сорт с 5-ти процентным содержанием алкоголя. Оно сравнительно не дорогое, разливается как в стеклянные бутылки, так и в жестяные банки. Считается одним из самых бюджетных пивных напитков.

Этикетка пива «Wojak».
Светлое пиво «Wojak».

«Okocim»

С популярностью этой марки в 90-х годах прошлого столетия вряд ли потягались бы самые именитые пивзаводы мира. К сожалению, после того, как права на «Okocim» были выкуплены известным концерном «Carlsberg», его качество, как и былая слава, остались далеко позади. Тем не менее, поляки любят эту марку, предпочитая ее другим, более дорогим сортам. Пиво «Okocim» имеет несколько разновидностей. Самой известной из них является «Okocim Premium mocne» (сильное). В сегменте сильных пивных напитков, эта марка занимает лидирующие позиции в Польше.

«Okocim Premium mocne».
Пиво «Okocim» - поляки не изменяют своим традициям.

«Kasztelan»

Еще одна марка, правами на которую владеет «Carlsberg». Еще несколько лет назад «Kasztelan» производился всего в одной небольшой броварне на Северном Мазовше и обладал статусом региональной достопримечательности. В связи с большой популярностью среди туристов и местных жителей, было принято решение о создании общенационального бренда. Популярность «Каштеляна» объясняется одним из его видов, а именно – непастеризованным нефильтрованным пивом. После того, как «Carlsberg» начал производство этой марки, многие любители пива возмутились, дескать – это уже не тот «Kasztelan». Но не смотря ни на что, оно все же входит в список самых популярных хмельных напитков Польши.

Пиво «Kasztelan».
Непастеризованное нефильтрованное пиво «Kasztelan».

«Lech Premium»

Стандартный продукт Компании Пивоварскей. Пиво «Lech» начали производить около 30 лет назад. Названием своим оно обязанно футбольным фанатам, которые, в свободное от матчей время, работали на броварне. «Lech Premium» на сегодняшний день не только одна из самых популярных пивных марок в Польше, но и одна из наиболее экспортируемых в США, Канаду и Великобританию. Это пиво является настоящим фаворитом среди граждан среднего возраста – от 20, до 35 лет.

Реклама пива «Lech Premium».
«Lech Premium» - наиболее экспортируемая марка польского пива.

«Zywiec»

Звучит весьма парадоксально, но сегодня пиво «Zywiec» более известно заграницей, чем в самой Польше. Но до 2010 года оно считалось одним из самых популярных польских пив на внутреннем рынке. История этой марки началась еще в середине XIX столетия. «Zywiec» поддерживает древние традиции пивоварения и является официальным спонсором многих мероприятий. Желая возобновить утраченную популярность, руководство броварни устраивает многочисленные музыкальные фестивали, на которых играют отнюдь не попсу. Бренд «Zywiec» - символ польского пивоварения.

Пиво «Zywiec».
«Zywiec» - столетние традиции пивоварения.

«Warka Jasne Pelne»

В течении последних лет пиво «Warka» является официальным спонсором Национальной сборной Польши по футболу. Поляки шутят – «Хоть наши и плохо играют, на вкус пива это не влияет». Марка «Warka Jasne Pelne» была создана с учетом предпочтений польских любителей пива. Это типичный лагер с оборотами 5,7 %. «Warka Jasne Pelne» позиционирует себя как некий мейнстрим среди молодого польского поколения.

Пиво «Warka».
«Warka» - молодежный мейнстрим.

«Harnas»

И опять вездесущий «Carlsberg». Несколько лет назад в продажу поступила новая марка пива - «Harnas». И с первых же дней обзавелась верными поклонниками. Пиво «Harnas» принадлежит к эконом-классу и отличается сравнительно невысокой стоимостью. Возможно, именно этим можно объяснить его популярность – после финансового кризиса поляки стали более придирчивы к дорогим продуктам.

Реклама «Harnas».
«Harnas» - радость плывет с гор.

«Tatra»

Пиво «Tatra» имеет много общего со своим выше упомянутым собратом. Оно продолжает «горную линию» и получило схожую популярность в последнее время. Производители характеризируют эту марку как средне-бюджетную, предлагаемую мужчинам в возрасте от 35 лет. Умело проведенная рекламная кампания действительно вывела «Tatra» на первые позиции популярности. Кроме того, огромное количество акций, которые позволяют купить «две бутылки по цене трех» значительно экономят бюджет пивошей.

Пиво «Tatra».
Продолжатель горной линии – «Tatra».

«Zubr»

Пиво «Zubr» производит Компания Пивоварска. Но это право она несколько лет тому выкупила у одной приватной региональной броварни. Надо отдать должное – КП сделала все, для того, чтобы «Zubr» превратился в одну из самых популярных марок польского пива. Кроме традиционного лагера, под маркой «Zubr» сейчас производится и более сильная его версия – «Zubr Ciemonzloty», основным заданием которого было удлинить пивной сезон до поздней осени, а даже - и ранней зимы. Как бы там ни было, а «Zubr» все же стал одной из популярнейших пивных марок.

Пиво «Zubr». Реклама.
«Выпустите Зубра».

«Tyskie»

А вот самым-самым любимым и самым-самым популярным пивом Польши является пиво «Tyskie». Эта марка производится в Тыских Княжеских Пивоварнях. По неофициальным данным – это старейшая марка польского пива. Считается что «Tyskie» начали варить еще в XVII веке. Обширная рекламная кампания пива нацелена не только на поляков, но и на зарубежных соседей. На сегодняшний день годовой оборот пива «Tyskie» достигает 5 миллионов гектолитров.

Пиво «Tyskie».
«Tyskie» – самое популярное польское пиво.

То, что поляки любят свое пиво – весьма похвально. И им, как мы видим, далеко наплевать на его схожесть или отличие с всемирно известными пивными брендами. Ну а нам остается всего лишь съездить в Польшу и самостоятельно выбрать самое вкусное пиво Речи Посполитой.