Четырехликий Святовит

Как известно, в 966 году Мешко крестил Речь Посполиту. Противились ли этому поляне – сказать трудно. Скорее всего - да. Ведь на смену привычным божествам в их жизнь ворвался совершенно другой, «чужой» бог. Впрочем, древние языческие верования и традиции со временем так тесно переплелись с новыми, христианскими, что большинство яростных католиков даже не задумываются о их происхождении. В последние десятилетия в Польше наблюдается процесс возвращения к вере предков, так называемое «Родноверие», главным кумиром которого является славянский четырехликий Святовит – бог Солнца, Огня, Войны и Урожая.

Святовит.
Бог Солнца, Огня, Войны и Урожая.

Краков, Археологический музей. Среди всей шикарной коллекции исторических достопримечательностей этого музей главное место занимает каменное изваяние Святовита, найденное в 1848 году на берегу реки Збруч возле городка Гусятин (Украина). Статуя, известная под названием «Збручанский идол», представляет собой четырехсторонний столб с изображением четырех лиц древнего бога. Высота изваяния – 2,57 метра, вес – около тонны. Копия Збручанского Святовита гордо возвышается возле Вавеля, на углу улицы Гродзкой.

Святовит из Збруча.
Збручанский идол.

Небольшой городок Глогув в Дольношленском воеводстве. Практически в самом центре города, на пересечении улиц Армии Крайовой и Густава Морцинка возвышается деревянный Святовит. Скульптура была установлена в 70-х годах XX столетия. Добродушные мордашки славянского бога улыбчиво всматриваются в современную жизнь, приводя в восторг местную детвору и туристов.

Глогувский Святовит.
Святовит в Глогуве.

А Волин (Поморское воеводство) может похвастаться сразу несколькими изваяниями древнего божества. Самая интересная, по моему скромному мнению, находится на территории парка, возле костела Св. Николая. Эта монументальная скульптура – увеличенная копия обнаруженного в 1974 году «Волинского Святовита», который находится в Региональном музее и датируется примерно IX столетием.

Волинский Святовит.
Святовит из Волина.

Деревушка Борья, Свентокшиское воеводство. Среди восхитительных пейзажей Свентокшиских Гор преспокойненько стоит современная версия Святовита – оригинальная металлическая скульптура. Это «урбанистическое» божество больше похоже на персонажа фэнтези, чем на добродушного «славянина».

Борьевский Святовит.
Современный Святовит.

Очередной Святовит из Волина – удивительная скульптура, выполненная в ненавязчивой манере из цельного пня. Этот Святовит поражает своей реалистичностью и достоверностью. Строгие, чуток печальные, лица молчаливо смотрят на прохожих, слегка нахмурив брови, и размышляют о чем-то своем, сокровенном.

Строгий Святовит.
Еще один волинский истукан.

Городок Жары в Любуском воеводстве. В 1997 году в центре города установили удивительный монумент. Он представляет собой Святовита, лица которого вросли в дерево. На обрубанных ветках дерева сидят две огромные птицы, то ли орлы, то ли соколы, а само дерево до боли напоминает человеческую ладонь с растопыренными пальцами.

Жарский Святовит.
Святовит в Жарах.

Вышеперечисленные Святовиты – лишь крошечная толика языческого наследия Речи Посполитой. На самом деле, их огромное количество разбросано по всем уголкам Речи Посполитой. Некоторые гордо возвышаются в многолюдных местах, другие – спокойно отдыхают в частных коллекциях. Но все Святовиты, вглядываясь своими четырьмя парами глаз в современную жизнь, наверняка ждут времен, когда снова обретут былую славу и почет.