Байдарочный маршрут на реке Крутыне впечатлил меня еще несколько лет назад, когда я впервые взяла в руки весло. В этот раз – все прошло не менее великолепно. Природа Варминско-Мазурского воеводства, не смотря на огромное количество любителей водных сплавов, сумела престать перед нами во всей своей первозданной красе. Середина мая, две недели до отпуска. Последний момент, чтобы остаться с Крутыней наедине. Спускаем байдарки возле Ендрихова (Андрихова), над озером Лампач. 2,5 километра по руслу реки от Сорквит, где начинается сплав большинства байдарочников. Еще 2 километра – начинается самый красивый участок Крутыни, называемый Соберанка, где раньше можно было отдохнуть на лугу. Теперь – это частные владения.
Соберанка – мелководная, достигающая разве что до коленок. Во время засухи байдарки приходится перетаскивать вручную. 500-метровый участок реки невероятно красив в свечении солнечных лучей – мерцающие камни, пестрые рыбешки и свисающие до самой воды ветки плакучих ив. Переплываем озера Куйно и Длужец, и уже вплываем в Бялэ, которое при сильном, особенно – фланговом ветре, может хорошенько дать в бок. Садимся передохнуть на небольшом островке. Частном. Есть здесь беседка и столик, но для таких аскетических условий – стоимость слишком высокая, 12 злотых с человека. Позади – 11 километров водного пути.
Покидая «гостеприимный» островок, стараемся держаться правого берега озера. В дали виднеется водная станция Беньки. Несколько сотен метров за ней – выплыв Крутыни. Внимание! Карты могут вас обмануть, поскольку первый за Бенькой выплыв – Пилакна. Здесь Крутыня уже несколько шире и глубже. Спустя минуту – очередное озеро, Гант (одно из моих самых любимых на водном пути по Крутыне). Небольшое, тихое, укрытое среди хвойного леса. Но – без кемпингов.
И снова Крутыня. При выплыве с озера очень важно придерживаться главного течения – чуть вправо, и сойдете с маршрута. До станции в Бабентах, Крутыня течет лениво, сквозь камыши, практически не извиваясь. На высоком правом берегу появляется здание речной станции. Лично у меня к этому месту – исключительные сантименты. Лишенные санитарных удобств, но достаточно удобные домики, прекрасная кухня и леса, полные ягод - так запомнились мне Бабенты. Немножко пугают разбитые мусорные урны и очень крутые ступеньки, ведущие от берега до кемпинга. И – цены. Палатка – 15 злотых (3,5 евро) за человека, стоянка авто – 10 злотых (2,5 евро) за сутки, домик без санитарной комнаты – 25 злотых (6 евро) за сутки + 7 злотых (до 2 евро) за постельное белье, домик с душем и туалетом - 40 злотых (около 10 евро).
Слегка извивающейся Крутыней доплываем до озера Зиздруй Вельки. Нас приветствует фордевинд (попутный ветер) и высокая волна. Еще 2 киллометра, только бы доплыть до Выспы Милосци (Остров Любви) – так называется этот островок в туристическом буклете, хотя лично я, сплавляющаяся 4 раз по Крутыне, никогда этого названия не слышала. Но остров – действительно существует и он очень красив. Песчаный пляж, идеальный спуск к воде, высокий берег, сосновый лес и множество места для палаток. А главное – укрытое среди деревьев отхожее место, дощатый сортир. И заметьте – все абсолютно бесплатно! Очередные 18 километров пути – остались за кормой.
Зиздрув Вельки плавно перетекает в Зиздрув Малый. Еще 3 километра по Крутыне – и мы в Спихово. Насчитывающая более тысячи жителей, деревушка перед войной называлась Пупы (от немецкого «puppen» - куколки). По решению жителей, ее переименовали в Спихово.
Делаем активную атаку на местные магазины, запасаясь копченой рыбой, хлебом и напитками. Сегодня мы должны еще доплыть до озера Мокре (Мукре – на местном диалекте), славящегося своими огромными волнами. Сушим весла на кемпинге «Згон»: 13 злотых с человека, 5 злотых – душ, 25 злотых – дрова для шашлыков. За спиной – еще 14 километров сплава.
Следующее утро разбудило нас тревожными порывами ветра. Ну что ж… Весла в руки – и в путь. Несколько минут активной гребли вдоль правого берега – и пред нашими глазами открывается заповедник «Крулевска Сосна», охраняющий реликтовое дерево и три небольших торфяных пруда. Сама сосна насчитывает 320 лет отроду и 35 метров высоты. В 1973 году она полностью засохла. Запах торфяников – невероятно приятный, а узколистая пушица напоминает крохотных птичек, присевших отдохнуть на тоненьких болотных былинках.
Последний километр по Мокрому. За ним – красивое и дикое озеро Крутыньское на территории заповедника «Крутыня», а на десерт – аквариум. Так я называю этот двухкилометровый участок реки до станции Крутынь. Самая большая и впечатляющая достопримечательность на всем пути. Вода – как стекло, рыб и птиц – не меряно, пышная подводная растительность, разноцветная галька и ракушки. Русло – широкое и достаточно глубокое, чтобы удержать надувные рафты, полные пузатых туристов из Германии.
Добираемся до станции Крутынь – единственной на всем маршруте, в который был проведен довольно приличный ремонт. Правда, это нашло свое отражение в ценовой политике. Палатка – 15 злотых с человека, двухместная комнатушка с ванной и телевизором – 70 злотых, о ценах в ресторане я вообще деликатно промолчу. Но – место аккуратное, а персонал – дружелюбный. За кормой – еще 14 километров.
Следующий участок сплава – предпоследний и, по совместительству, самый длинный. Целых 21 километров до озера Белданы. Крутыня оправдывает свое название, изгибаясь среди полей, и только за речной станцией Новы Мост (вкуснейшие пироги и домашняя выпечка!) приобретает вид байдарочной автострады. Выплывая в Гардынске озеро, следует придерживаться правого берега – отток Крутыни спрятан в камышах.
А вот и Белданы! Масса воды и капут спокойствию! Моторные лодки, водные скутеры, яхты, пассажирские суда. Байдарки должны ловко маневрировать среди всего этого безобразия, чтобы не поймать боковую волну, вырвавшуюся из-под рычащих моторов. Планировали остановиться на кемпинге в Камене, но вовремя передумали. Станция Рожек на левом берегу озера, в нескольких сотнях метров от шумного Каменьского острова – самое оно. Всего 5 злотых с человека+5 злотых за палатку, возможность подзарядки электрических устройств. Отдыхаем, читаем, обжираемся земляникой и подшучиваем над яхтсменами.
Последний день, последние 7 километров. Сначала – слалом среди катеров и скутеров, и, наконец то, отреставрированный XIX-вековой Гузянский шлюз (разница уровней – 2 метра). Сплав по Крутыне заканчиваем в порте «У Фария» в Руцяне-Ниде.
Аренда байдарок на речной станции «Крутынь» - 23 злотых (около 5 евро) в сутки, на станции «Сорквиты» - 35 злотых (около 8 евро) за сутки.