Самые легендарные модели польских автомобилей

Во времена Польской Народной Республики, автомобилестроение считалось одной из самых развивающихся отраслей экономики. Нужно отдать должное польским инженерам – они обладали исключительной фантазией и рвением к совершенству. Некоторые модели польских автомобилей вполне могли бы стать достойными конкурентами своим иностранным собратьям. Но – не сложилось.

Польский автопром.
Фантазия и рвение.

Fiacior

Почтенный «Fiacior» с мотором, мощностью почти в 200 лошадиных сил? А почему бы, собственно, и нет! Конструкторы из Центра Автомобильного Спорта в конце 70-х годов создали такую зверюгу. Кроме незаурядной мощности, этот представитель польского автопрома обладал и вполне достойными, по тем временам, экстерьером и интерьером, что делало его вожделенной мечтой любителей автомобильного комфорта. Поговаривают, что при хорошей эксплуатации этот зверь мог выжимать до 240 км в час.

«Fiacior».
Польская зверюга.

Fiat 125p Coupe

Помните футуристические автомобили из первых серий фильмов о Бонде? Так вот, этот польский автомобиль выглядит в точности, как они. Представленный в 1971 году «Fiat 125p Coupe» был создан по проекту Збигнева Ватсона и, к сожалению, не имел никаких шансов на серийное производство. Несколько моделей этого удивительного автомобиля все же были воплощены в жизнь и заняли место в частных коллекциях особо ярых автомобилистов. Сказать по правде, то этот автомобиль удивляет только своим внешним видом. Остальные показатели – так себе, всего то 90 лошадиных сил.

«Fiat 125p Coupe».
Внешность обманчива.

SAM Jaga

Совершенно уникальный автомобильный прототип, под странным названием «SAM Jaga», был представлен в 1958 году инженером Адамом Слодовым. Это интереснейшее творение польского автопрома обладало изящным кузовом, выполненном вручную, и свои внешним видом напоминало пресловутую «Победу». К сожалению, производство «Jaga» так и не было поставлено на поток. Те несколько моделей, которые удалось произвести, затерялись в личных коллекциях. Судьба одной из них известна: некогда шикарный лимузин гниет на заброшенном автомобильном кладбище в Гродзиске Мазровецком.

«SAM Jaga».
Польская «Победа».

FSM Beskid

«FSM Beskid» - один из самых удачных польских прототипов. Не известно, как сложилась бы его судьба, если бы власти обратили должное внимание детищу конструкторов Центра Строения И Развития Малолитражных Автомобилей в Бельско-Бяла. Мало того! По приказу высшего руководства инженерам пришлось уничтожить и те 7 единиц, которым посчастливилось сойти с конвейера. К счастью, один из прототипов сохранился до наших дней и доживает свое безбедное существование в краковском Музее Инженерии. Но самое интересное то, что когда страсти приутихли, на рынке появился французик «Renault Twingo», до боли похож на «FSM Beskid». Совпадение ли?

«FSM Beskid».
Удобная малолитражка.

FSO Ogar LS

Дизайн этого оригинального автомобиля был разработан Цезарием Навротой в конце 70-х годов. Презентация «FSO Ogar LS» вызвала настоящий фурор. Ламинированный корпус, выдвижные фары, спортивный внешний вид. К сожалению, вся эта фантастическая красотень базировалась на модели «Fiat 125p», что не прибавило ей плюсов. Производство этого авто не было поставленно на поток из-за «невостребованности данной модели среди населения». Что поделать – в те годы спортивными автомобилями поляки не больно увлекались.

«FSO Ogar LS».
Спортивный монстр.

Smyk

Крохотная малолитражка под смешным названием «Smyk» была сконструирована в конце 50-х годов специалистами Варшавского Конструкторского Бюро. У автомобиля небыло традиционной двери – откидывалась передняя часть кузова, а в качестве двигательного аппарата был использован мотор от мотоцикла "Junak M07». Конструкторы успели создать около 20 моделей этой крошки, одна из которых находится в Музее Городской Инженерии в Кракове.

«Smyk».
Крохотный трансформер.

WFM Fafik

Еще одна автокроха – «WFM Fafik». Про этот автомобильчик можно сказать всего двумя словами – прелестная гадость. Прототип был разработан инженерами Варшавского Мотоциклетного завода в 1958 году. «Игрушечное» транспортное средство весило всего 300 кг, могло перевозить 2 пассажиров (не считая водителя) и базировалось на основе популярного мопеда «Osa».

«WFM Fafik».
Прелестная гадость.

Да, вне сомнений, все вышепредставленные модели польского автопрома могли со временем составить жестокую конкуренцию своим европейским и американским родственникам. Однако, их судьба служилась совершенно иначе. Радует то, что о них, хотя-бы, не позабыли.