Святой Камень в Толькмицко: поклон древним божествам

Как известно, Мешко I окрестил Речь Посполиту в 966 году. Нам сейчас трудно судить о том, как это важное событие было воспринято жителями средневековой Польши. Но мы точно знаем, что языческий культ не только не исчез с приходом христианства, но и на столько трансформировал новую религию, что до сих пор трудно найти грань между двумя верованиями. Тем более, что на территории Польши осталось множество объектов старинного «поганского» культа.

Языческие боги.
Польша крестилась в 966 году.

Толькмицко – небольшой городок в Варминско-Мазурском воеводстве, живописно раскинувшийся на берегу Вислянского Залива. Город, хоть и маленький, но старинный, получивший Магдебургское право еще в 1296 году. В те далекие времена на этих территориях проживало племя пруссов – балтских славян. Религия пруссов базировалась на древних языческих законах, и они очень долго противились принятию христианства. И, хотя пруссы, как таковые, уже давно не существуют, все же свидетельства их культуры разбросаны по всему побережью польской Балтики. Одним из таких свидетельств является Святой Камень.

Прусские «бабы».
Пруссы – балтийские славяне.

Святой Камень – огромный валун, мирно покоящийся в водах Вислянского Залива в 30-ти километрах от берега. Его диаметр составляет примерно 13,8 метра. Когда-то он служил в качестве жертовника и пруссы-язычники приносили на нем жертву своему божеству Курке (Гурхо). Найти письменную информацию о таких местах – достаточно просто, а вот попасть к ним… Вот так и со Святым Камнем. Если бы не навигатор, то даже не знаю, смогли бы мы добраться до этого удивительного объекта.

Толькмицко.
Древний прусский городок.

В самом начале пути, от Фромборка, по дороге еще встречались некие скромные указатели, но чем ближе мы подъезжали к заливу, тем реже их замечали. По имеющейся информации, нам следовало припарковать автомобиль возле лесничества «Злоты Век». Так и сделали. И оказалось – очень зря, поскольку в лесу мы наткнулись на автостоянку. Естественно, возвращаться за автомобилем мы не стали.

Идем себе, не спеша, через лес, идем. И – никакого указателя, ни одной таблички! В голове возникают самые крамольные мыслишки: а вдруг славянские боги на нас блуд нашлют, и мы так и помрем в лесу от холода и голода. Но – идем дальше и выходим на берег Вислянского Залива.

Указатель.
Скромная подсказка.

Собственно, берегом это и не назовешь. Высокий обрыв, с которого нам приходится спускаться, дабы добраться до кромки воды. Пробираемся сквозь заросли крапивы и ежевики, рискуя скатиться по песчаному спуску вниз головой. К счастью – обошлось. Мы стоим на берегу и видим перед собой тот самый Святой Камень. Поверье – это зрелище стоит всех пережитых неприятностей.

Вот оно – древнее языческое капище! Лежит себе преспокойненько в 30 метрах от нас и в ус не дует. Огромный, спокойный, переполненый мистической энергетикой, ощущаемой даже на таком расстоянии. Снимаем обувь, подворачиваем джинсы и мчимся к нему, сломя голову и разбрасывая вокруг себя миллионы брызг. С трудом взбираемся на валун. О боги! Какой восхитительный вид на залив!

Святой Камень.
Языческий жертовник.

Легенда

Давным-давно, в толькмицком лесу, не далеко от границы Вармии и Погезании, жил-был Великан. Он был так огромен, что его голова достигала верхушек самых высоких сосен, а когда Великан входил на самую середину Вислянского залива – то вода еле-еле касалась его пояса. Великан жил в пещере, спрятанной среди кустов и зарослей ежевики, а вход в пещеру прикрывался огромным валуном. На другом берегу Вислянского Залива, на Косе, жил его брат-близнец Гигант, мало чем уступавший Великану. Братья искренне любили друг друга и поддерживали очень дружные отношения. Однажды, Великан решил отремонировать свои покои и ему срочно понадобился топор, чтобы срубить пару-тройку свежих сосен. Но топор находился у Гиганта, на другом берегу залива. Великан орал, орал, звал братишку, но тот был занят охотой на оленей. Великан рассердился, в сердцах схватил валун и швырнул его в Гиганта. Но валун выскользнул из потной руки и приземлился в 30-метрах от берега.

Правда или вымысел, но на Камне явно виднеется отпечаток огромной ладони.

Магический валун.
От него веет позиивом.

Но – вернемся от легенды к действительности. И так:

— От Святого Камня, как вы уже знаете, веет необычайно сильной энергетикой. Позитивной. Никакого мистического страха, с родни тому, который возникает при приближении к проклятому Высокому Камню, не возникает.

— Стоя босиком на Камне, вы ощущаете приятное тепло, словно льющееся изнутри. И дело, как я полагаю, не в том, что поверхность валуна нагрета солнечными лучами.

— Не смотря на популярность этого места, возле Камня крутятся стаи рыб. Возможно, их призывает сам Курке – бог прусских рыбаков.

— Местные старожилы рассказывают удивительные истории о силе Святого Камня. Дескать, тяжелобольные, переправленные на валун, чудесным образом исцеляются, а вода, набранная возле валуна, обладает синейшими антисептическими свойствами.

Святой Камень в лучах заката.
Он обладает чудесной силой.

Возвращаясь к автомобилю, мы решаем не утруждать себя подъемом на обрыв и топаем по прибрежной тропинке. В нескольких десятках метров от Камня, возле шлагбаума, замечаем припаркованный автомобильчик. А мы так долго шли пешком… Не знаю. На сколько далеко в лес можно заехать на машине, но никакого знака, запрещающего въезд, по дороге мы не заметили. То ли его вообще не было, то ли его прихватил «на память» один из туристов, приезжающих на поклон к Святому Камню.