Дворец в Люберадзе

Редко когда мы можем встретиться с таким нетрадиционным архитектурным решением. Здание выглядит так, будто его нарочито разломали по середине. Почему строители решили взять за основу такую нетипичную форму? Ответа на этот вопрос мы пока не знаем. Дворец в небольшой деревушке Люберадз, между Цехановом и Плонским (Мазовецкое воеводство), на берегу речушки Лидыни (правого притока Вкры) является одной из тех дворянских резиденций, о которых редко пишут и которые редко посещают.

Дворец в Люберадзе.
«Переломанный» дворец.

Известно, что дворец в Люберадзе был построен по проекту варшавского архитектора Хилария Шпиловского для хорунжого Юзефа Дембровского и его супруги Барбары из рода Ласоцких. Строительство было закончено в 1789 году, но без некоторых характерных элементов, к примеру – полукруглых колонад, которые должны были связывать главный корпус с боковыми крыльями. Шпиловский воплотил в жизнь довольно таки неординарное решение и конструкция дворца сильно напоминала переломанный прямоугольник. Ни один польский архитектор эпохи классицизма не создал здания, которое можно было хотя бы приблизительно сравнить по «интересности» с Люберадзким дворцом.

План дворца.
Оригинальное архитектурное решение.

Земли деревни Люберадз были во владениях Дембровских до 1839 года, после чего Элеонора Дембровская-Зелинская продала дворец, и он на протяжении нескольких десятилетий с завидным постоянством менял своих владельцев: Карские, Держановские, Цибульские, Вольденберги, Розенцвейги. В конце XIX века он попал в руки Пеховским, которые проживали в Люберанже до конца II Мировой войны.

После 1945 года, в здании дворца разместилась деревенская школа, позже – склад стойматериалов, а в 1967 году дворец был передан Институту Социального Страхования. Руководство Института не предпринимало никаких шагов по спасению этой архитектурной жемчужины и дворец долгое время находился в вопиюще плачевном состоянии. Только в начале 90-х годов XX столетия местными властями были предприняты мизерные попытки спасти здание от разрушений. Был проведен более-менее приличный ремонт, подобие реставрации, замена окон, кровельного покрытия и восстановление старинного настенного покрытия. Однако, ремонт так и не был закончен и на сегодняшний день Люберадзкий дворец зияет пустотой и забытьем.

Фасад.
Пустота и забытье.

К главному дворцовому входу ведут две липовые аллеи – одна с запада, от ворот, другая с юга, от живописного, но совершенно заброшенного пруда. Рассматривая фасад с некоторого расстояния, можно заменить ту самую нетипично-ломаную форму, состоящую из 2-х фронтонов, размещенных под углом относительно друг друга.

Еще более интересно выглядит Люберадзкий дворец с северной стороны. Множество ломанных углов, лоджии, портик. Интерьер дворца характеризируется неравномерным распределением помещений, самым интересным из которых является Овальный бальный зал, находящийся на стыке переломов и украшенный двойной дюжиной ионийских колонн. В некоторых комнатах виднеются сохранившиеся фрагменты настенных росписей. Такие уникальные декоративные элементы в архитектуре того времени не использовались, так откуда же они могли взяться в деревенской резиденции?

Вид с севера.
Задний двор.

Ответ на этот вопрос можно найти в истории Дембровских. Известно, что Юзеф в юности состоял на службе при дворе короля Станислава Августа и, по всей вероятности, был членом Ордена Вольных Каменщиков (Масонская Ложа). Ломаная форма дворца скорее всего представляла собой стилизированный наугольник – символ равновесия и честности, а две колонны на западном крыле – «Боаз» и «Яхин» (женское и мужское начала).

Боковое крыло.
Масонская символика или строительный эксперимент?

Действительно ли Люберадзкий дворец, затерявшийся на огромных просторах Земли Мазовецкой, переполнен масонской символикой, или же его уникальная архитектура всего лишь следствие некоего строительного эксперимента – остается загадкой, разрешить которую вы можете сами, подключив свое воображение и фантазию.