С точки зрения количества достопримечательностей на один квадратный метр, Речь Посполита вполне может конкурировать с Францией и Италией. А вот, что касается мостов – то тут Польша вне конкуренции! Мосты – это настоящее государственное сокровище. Они бывают разные. Одни – невероятно красивые, поражающие человеческое воображение. Другие – забытые и брошенные в жертву природе. Третьи, казалось бы, абсолютно бесполезные. Но все они на столько восхитительны, благодаря индивидуальным особенностям, сто не оставят равнодушным ни одного туриста.
Три виадука стоят в старой Буковой Пуще в околицах Щецина – смешные, совершенно бесполезные. Почему? Да потому, что здесь нету ни малейшего намека хоть на какую-то дорогу. Нет здесь и видимых препятствий, которыми бы оправдывалось наличие мостов. С точки зрения инженерии – эти конструкции, мягко говоря, странноватые.
В каркасе каждой конструкции – самый настоящий бардак. Одна сторона виадука построена из бетона, другая – выложена из кирпича. Не возможно заметить даже крохотного намека на стандарты мостостроительства. А для чего возле одного из столбов торчит противоводный щит, если здесь реки днем с огнем не сыщешь? Для чего служат отверстия, просверленные в пилонах? Одни из мостов изгибается в виде лука, хотя его конструкция весьма самодостаточна. В общем – все это выглядит так, словно является макетом какого-то незаконченного сооружения.
Версий о предназначении этих мостов – море. Одни считают, что виадуки были построены для обучения вождения в экстремальных условиях, другие – что это неудавшийся инженерный эксперимент.
Но есть еще одна версия, согласно которой эти мосты использовались узниками рабочего лагеря во время II Мировой войны в качестве дороги через лес.
Шараду удалось решить только несколько лет назад при помощи офицеров Польской Армии. Оказывается, в этих местах во времена II Мировой войны действовал пункт обучения саперов. Следовательно, было бы большой ошибкой создавать для симуляции взрывов более разнообразные инженерные конструкции. Теперь этот архитектурный хаос становится более понятным с точки зрения стандартного учебного применения.
Попасть к виадукам – очень просто. С Подъюх (район Щецина) отправляемся по Смочей (Драконовой) улице в сторону Колова. Переходим через автостраду и на первом повороте сворачиваем в право. Спустя несколько минут проходим возле стрельбища и через метров 200 начинаем высматривать виадуки по правую руку от себя.
Самый интересный польский мост (по моему личному мнению) – это тот, над рекой Тиной, возле деревушки Езеро в Жулавах.
Он не длинный, всего 3,2 метра, ажурный, очень напоминающий разводные мостики, построенные сто лет назад на Жулавах переселенцами из Голландии – менонитами. Особенного шарма мосту додают свисающие с высоких кратовниц (ферм) цепи. Старинная конструкция (1885 год) смотрится весьма оригинально. Центральный пролет разделен на две подвижные створки. Когда-то, они подносились цепным механизмом и выглядели, словно огромные весы.
К сожалению, взобраться на мост нету никакой возможности – он абсолютно закрыт для посетителей в виду своей дряхлости. А еще 100 лет назад, его огромное многотонное крыло мог поднять всего один человек, просто повернув рукоятку – на столько идеальным был механизм. Надеемся, что местные власти когда-нибудь отреставрируют этот восхитительный мост и мы сможем воочию убедиться в чудесных возможностях инженерии 19-го века.
В Щецине, всего в нескольких километрах от «мостовой бессмыслицы», находится единственный активный, подъемный, железнодорожный мост в Польше. Да что там в Польше – в целой Европе таких конструкций остались единицы.
Стальная, кованная конструкция была перекинута через приток Одры, реку Регалицу, в 1936 году. Мост обслуживает железнодорожное соединение Щецина со Шленском. Подъемный механизм моста на столько сбалансирован, что разводимое весло, хотя и весит 163 тонны, приводится в движение мотором, с мощностью в всего 32 лошадиные силы – это меньше, чем в обычном легковом автомобиле. Интересно то, что на мосту абсолютно нету электрической линии, поэтому проезжаемые поезда должны предварительно сбрасывать скорость.
Этот мост успел засветиться и в кинематографе. В 2004 году к награде «Оскар» был номинирован фильм чешского режиссера Бобби Гарабедиана «Мост», финальные сцены которого были отсняты на щецинском разводном мосту.
Чтобы увидеть это «величие» собственными глазами, вам придется проехать автомобилем от центра города по Познаньской автостраде в сторону Подъюх. Сразу за Девоцким ручьем поворачивайте на право и выезжайте на грунтовую дорогу возле автобусной остановки. По ней до самого моста – метров 800.
Есть мосты железнодорожные, разводные, деревянные, стальные, такие и сякие… А слышали ли вы о мостах-крепостях?
Забытый и снятый с пользования мост в Станах (недалеко от Новой Соли) до сих пор охраняют две крепкие сторожевые башенки, словно пришедшие со стен средневекового замка.
Этот мост был построен на реке Одре во времена I Мировой войны. Переправа через Одру имела большое стратегическое значение, поскольку по этому мосту проходили эшелоны с боеприпасами и продуктами из Новой Соли до Вольштына. Немецкие штабисты решили укрепить мост и соорудили по обеим его бокам мощные фортификационные башни с бойницами. На первом этаже башен находились спальные комнаты, на втором – сторожевые посты, а между собой они были соединены подземным туннелем. В стенах полно дырок от пуль.
Из Новой Соли выдвигаемся по государственному шоссе № 3 в северном направлении, в сторону Зеленой Гуры. За пределом города, в Моджице, поворачиваем на право и едем в сторону Бобровников. Примерно через 5 километров сворачиваем вправо на перекрестке, продолжаем путь до железнодорожной линии и – вдоль путей, около 800 метров, до самого моста-крепости.
С первого взгляда кажется, что это вполне обычный мост. Но, как только вы подниметесь на его вершину, то увидите, что вместо привычной плоской дороги на нем находится… корыто с водой!
Этот, самый большой в Польше акведук, находится в Борах Тухольских, в деревеньке Фоютово, и является весьма интересным гидротехническим сооружением. Верхней частью акведука проходит русло большого канала Брды, а под сводом – проплывает река Черска Струга.
История этого необычного сооружения началась в 1807 году, когда, во время войны с французами, прусский кайзер Вильгельм III спрятался в маленькой тухольской деревушке. По легенде, монарх увидел, что местные жители испытывают острый недостаток питьевой воды и решил, в награду за гостеприимство, улучшить их жизнь путем строительства акведука.
Доехать до акведука можно по трассе Тухоля – Черск, повернув вправо возле местности Легбанг. Заблудиться вам не придется, поскольку на трассе установлены указатели.
Вот такие в Польше мосты – красивые, завораживающие, интересные, а иногда – и совершенно бессмысленные с точки зрения инженерии. Но о каких инженерных правилах может идти речь, если они на протяжении многих лет вызывают у гостей (да и у жителей) Речи Посполитой невообразимые впечатления. Даже такое, вроде бы банальное, сооружение, как мост – в Польше превращается в самое настоящее чудо.