Польские заброшенные кладбища: метафизические Бещады

Кладбища неразрывно связанны с землей, на которой они находятся. Еле видимые холмики могил, каменные изваяния, полустертые надписи и всепоглощающая тишина хранят в себе историю, как целых народов, так и отдельных людей. Когда, в канун Дня Всех Святых (1 ноября) мне захотелось написать историю о заброшенных кладбищах, почему-то на ум пришли строки из стихотворения Болеслава Лесьмяна: «Путник, на существование косясь, взошел на кладбище – смерть, трава, забытие и росы…». На мой взгляд, именно это предложение, как нельзя кстати, отображает неповторимую атмосферу заброшенных польских кладбищ: от роскошных некрополей, обвитых диким плющом, до крошечных деревенских погостов, запрятанных в лесной чаще.

Кладбище в Старом Брусне.
Смерть, трава, забытие и росы.

На заброшенных кладбищах всегда царит специфическая аура молчания и безвластия, в которой каждое движение – замечено, а звук – многократно усилен. Уж не знаю, то ли это обычная иллюзия, то ли – фокусы подсознания, но почему-то кажется, что каждая могила окружена еле заметной, дрожащей дымкой.

Кладбища для меня – это не только место погребения умерших. Это еще и прекрасный плацдарм для размышлений о жизни, для созерцания и для самопознания. Те некрополи, о которых я вам расскажу, были обнаружены мною совершенно случайно. И, где бы вы подумали? Ни за что не догадаетесь! В диких Бещадах!

Сянки

Таинственное Подкарпатье. Бещадский Ворек (мешок). В самом его конце, на юго-восточном кончике Польши, чудом сохранились несколько бойковских погостов, спрятанных среди непролазных трав и кустов, скрытые от любопытных глаз тенью вековых деревьев. Среди царства дикой природы, они оказались едва-ли не единственными следами человеческого существования, а точнее – следами его быстротечности.

Бещадский Ворек.
Юго-восточный кончик Польши.

Первым делом мы отправились в Сянки – опустевшую горную местность, в которой на протяжении веков проживали бойки. На берегу Сана, возле небольшого затона, мы обнаружили две, абсолютно заросшие травой, надмогильные плиты – знаменитый Гроб Храбины (графини). Замшелые камни, свисающие, словно шатер, ветви ольхи, потрепанные ветром ленты на кустах, развалины часовенки… Это место невероятно восхитительно!

Графиня Клара Строинска-Калиновска была наследницей окружающих земель благодаря браку с Францишком Строинским. Она сумела заручится симпатией местных жителей и огромным чувством любви супруга, который, после ее преждевременной смерти, так и не женился повторно. На могиле Клары он приказал высечь надпись «Той, которая сделала меня счастливейшим из людей».

После II Мировой войны и демаркации границ, место погребения графини стало практически не доступным – Бещадский Ворек превратился с подачи властей коммунистической Польши в закрытые охотничьи угодья. Местность эта и на сегодняшний день абсолютно безлюдна. А ведь всего каких-то пол столетия назад, в Бещадским Ворку проживало около 1500 жителей… Что поделать, такова уж политика террора. Всех принудительно репрессировали.

Гроб Храбины.
Заброшенная могила графини Строинской-Калиновской.

Бенева

Пришло время отправиться в Беневу – еще один заброшенный погост в Бещадах. Здесь удивительным образом сохранилось большинство каменных надгробий, на некоторых даже можно прочесть надписи на украинском языке. В компании с ними – резные, железные кресты. Рядом с кладбищем – одна из красивейших в Польше лип (ее можно разглядеть даже с каждого пика Гнезда Тарницы). Не смотря на рекультивацию местности взрывчатыми веществами в 80-х годах прошлого столетия – дерево выжило. Совсем неподалеку, в излучине Сыхловатого потока, притаилась небольшая пастушья хижина. Еще несколько лет назад в ней можно было остановиться на ночлег. Сегодня, те, кто рискнет в ней поселиться – рискуют стать участниками неприятного разговора с солдатами пограничной службы.

Кладбище в Беневой.
Резные кресты и каменные изваяния.

В замусоленной тетрадке, которая исполняет роль местной «книги жалоб и предложений», читаем следующие строки, сделанные рукой какого-то неизвестного туриста: «Свято или обычно поклонились горы, святость или обычность спряталась в Беневой».

Особенно торржественным это небольшое кладбище выглядит во время «задушков» - кануна Праздника Всех святых. На земле уже лежит снег, температура воздуха достигает 15 градусов ниже нуля. А гости Беневой отправляются на кладбище, как только солнце зайдет за горы. Под ногами скрипит изморозь, Луна окружает Бещады холодным, белым светом. И только сияние свечей словно оживляет мир мертвых, успокаивая древние бойковские божества. И – никакого страха. Сплошная метафизика.

Свечи на кладбище.
Беневские Задушки.

Старе Брусно

Подобную атмосферу можно ощутить и в Старом Брусне – одном из красивейших некрополей Европы.

Профессия каменщика в этих местах считалась особенно престижной и находилась на высоком уровне. Изначально, здесь создавались бытовые приспособления, но с середины XIX века главным «продуктом» стали надгробные памятники. Первые кресты создавались из очень твердой и тяжелой породы, поэтому обладали скромными размерами и некоей приземистостью, глубоко западали в почву и по форме своей напоминали скорее мальтийский крест, чем привычные, православные.

Несколькими десятилетиями позже, в Бещадах начали использовать более мягкие материалы для создания надгробий. Особого внимания заслуживают резные скульптуры ангелов и Девы Марии, которые созданы с потрясающей изящностью.

Каменный ангел.
Кладбище в Старом Брусне.

Вот такое приключение получилось у нас. Мистическое, метафизическое. Не зря заброшенные польские кладбища стали главной ареной разнообразных событий, описанных великими литераторами. И, на конец, хотелось бы «продекламировать» вам старинный стишок, в котором описана прелесть этих забытых некрополей, о которых вспоминают разве-что во время задушек:

Идут духи и душки

На святые задушки,

Может кто из них бредит?

Кто их память разбередит?

Красивейшая память,

Что след в сердце оставит.

А сегодня – задушки,

Спешат духи и душки.