Тыкоцин: сказочный город

Он состарился стильно – колоритно и красиво. Шум прошлых столетий медленно поменялся местами с тихим, спокойным ожиданием чего-то магического, волшебного. Когда-то, этот «кукольный» городок был одним из крупнейших и важных городов Подляского воеводства. Теперь – он, полупустой и сонный, с удовольствием смакует свою лень. Словно задремав от тяжелого рабочего дня, он видит сны о своей былой славе. И, конечно же, ему есть о чем вспомнить. Добро пожаловать в Тыкоцин!

Добро пожаловать в Тыкоцин (дорожный указатель).
Добро пожаловать в Тыкоцин!

Здесь повсюду главенствует тишина. Точнее – «тишина-покой». Эти два слова, вымолвленные на одном дыхании, являются для жителей Тыкоцина неразрывным дуэтом. Вокруг – зеленоватые разливы Нарвы, изумрудные леса, многотравные луга, все, чем богато магическое Подлясье.

В центре города – почти никого. Одинокие, скучающие скамейки, стилизованные уличные фонари, небольшое кафе-мороженое. Дорожный указатель на Рыночной площади показывает путь к главной автомагистрали воеводства – словно пора куда-то спешить. Но спешить никуда не нужно.

Рыночная площадь.
Полупустой и полусонный Тыкоцин.

Лучше спокойно присесть и присмотреться к вещам, вроде бы и обыденным, банальным. Парящие в небе аисты, деревянные домишки с резными сенями, разноцветно цветущие мальвы (калачики) за низенькими заборчиками. Пасторальную идиллию туристические справочники пробуют немного разбавить списками местных достопримечательностей и пафосными титулами: «жемчужина Подлясья», «город двух культур», «королевский городишко».

«Четырех!» - поправляет меня мой собеседник, пан Ян Калицкий (скульптор-самоучка, который ежедневно раскладывает свои шедевры на раскладке возле синагоги). Мощная фигура, характерный головной убор, густая борода – похоже, что это один из самых известных жителей Тыкоцина. К тому же – обладающий весьма интересными знаниями.

Полевая дорога и летящий аист, на фоне костела.
Присмотритесь к обычному.

Поляки, евреи, православные и голландцы – пересчитывает пан Ян, ловко обрабатывая кусок дерева, который прямо на глазах принимает очертания какого-то славянского идола. Следы всех четырех культур можно найти в названиях городских улиц: за зданием почты – улица Зацерковная, так что вполне понятно, что там раньше находилось. А там (показывает пальцем) – Холендры (голандцы). Откуда в Тыкоцине голландцы? Да кого тут только не было! На этих землях переплелись судьбы 18-ти наций. Русины (украинцы), татары, литвины (белорусы). Свою «горсть медяков» докинули ятвяги (балты), немцы-тевтонцы, шведы, пруссы. Короче говоря – смесь еще та! Самая настоящая плавильная печь. Вот и Тыкоцин переходил из рук в руки, как тарелка с мясом.

Тыкоцин.
Кукольный городок.

Тыкоцин своим современным видом должен быть благодарен династии Браницких, которые, благодаря продуманному распорядительству, смогли собрать в свою собственность окрестные земли и взялись за реконструкцию, полуразрушенного поле множественных воен, города. Честно говоря – частично и на показуху. Браницкие желали, чтобы путешественники, заезжающие в Тыкоцин по дороге из Варшавы в Вильнюс (и наоборот) восхищались богатством, роскошью и благочестием хозяев.

Большой Рынок

Главная городская площадь – Большой Рынок, оформлена по примеру пощади Св. Петра в Риме. В центре – памятник Стефану Чарнецкому (национальный герой Речи Посполитой), вдоль реки – несколько очаровательных аристократических особняков. В компании ко всему этому – монастырь и барочный костел, широкие боковые крылья которого обнимают площадь, словно открытыми объятиями. К счастью, эта романтическая атмосфера сохранилась до наших дней.

Памятник Стефану Чарнецкому в Тыкоцине.
Национальный герой Речи Посполитой.

Замок

Агнешка Осецкая (польская поэтесса) называла Тыкоцин «мястечко-баечка» (городок-сказочка). А в каждой сказке, как известно, должен быть замок. Тот стоит за Нарвой, немножко на обочине. Замок как замок: две башенки, стены… И только подойдя поближе, можно заметить, что что-то не так. Новехонькие кирпичики, гладкие половицы, свежая штукатурка. Некоторые места пахнут новизной и современными материалами. Но, простите, как это возможно?

Ответ очень прост. Замок в Тыкоцине – это всего лишь великолепная реконструкция. На подобие Познаньского замка, называемого «Гаргамелем». Оригинальный замок времен Сигизмунда Августа, который сумел уцелеть во время многочисленных пожаров, атак и пушечных расстрелов, приказали полностью разобрать сами Браницкие. А все дело в том, что огромная крепость оказалась крайне невыгодна с точки зрения экономии. 12 изразцовых печей совершенно не прогревали внутренние помещения и у Браницких буквально зуб на зуб не попадал. Тем более, что в Бялостоке уже завершилось строительство нового родового поместья. Замок разобрали, а кирпичи пустили на строительство костела и ремонт дорог.

Замок (вид с высоты).
На берегу Нарвы.

И только в 90-х годах прошлого столетия, некто Яцек Назарко (меценат, инвестор) предложил городским властям восстановить тыкоцинский замок. Дело это было не легкое, поскольку никаких вразумительных записей, указывающих на архитектуру оригинального здание, не сохранилось. Не, ну были там упоминания о форме окон, о размерах бального зала, о количестве дымоходов. А вот внешний облик – долгое время оставался загадкой.

Архитекторам пришлось изрядно попотеть, собирая по крупицам мозаику из характерного зодчества времен Сигизмунда Августа. В конце концов, проект был утвержден и воплощен. Что из этого получилось, вы сможете воочию увидеть, приехав лично в Тыкоцин. А пока – посмотрите фотографии.

Тыкоцинский замок.
Великолепная подделка.

Синагога

Если в сонном и спокойном Тыкоцине что-то где-то и происходит, то только возле синагоги. И не смотрите, что фасад еврейского храма такой скромный! Внутри он сверкает роскошью и богатством. Огромные, тяжелые жирандоли, витиеватые росписи на стенах на иврите и давно забытом арамейском, величественная центральная бима (возвышение для стола), высоченные потолки и много-много свободного места.

В течении нескольких веков Тыкоцин был типичным еврейским городком. Богатым, значимым и вечно занятым. В конце XVIII века здесь проживало около 4 тысяч евреев (практически половина населения), до начала II Мировой войны – уже 2\3. А все началось из десятка еврейских семей, приехавших в Тыкоцин в XVI веке из Гродно.

II Мировую синагога пережила только по одной причине – нацистам понадобилось помещение для склада. А вот деревянным купеческим домам не повезло. Их разбирали на запчасти, которые использовали для розжига печей. Осталось, правда, несколько десятков старых фотографий, по которым можно приблизительно представить, как же выглядел довоенный Тыкоцин. Но живых воспоминаний - мало. Местные жители не очень любят говорить о прошлом. «История…» - вздыхают они.

Синагога.
Еврейский храм, переживший войну.

Лопуховский лес

В Лопуховском лесу тишина звучит по-другому. Высокие сосны раскачиваются с ветром, словно убаюкивая память о двух трагических днях в августе 41 года. Тогда город обезлюдел на 2 своих трети. Здесь оборвалась история 18-ти поколений тыкоцинских евреев…

Скромная, простенькая оградка, мемориальная доска. Лучше положить камешек, поскольку цветы быстро увядают, а свечи – гаснут. Ежегодно в Тыкоцин приезжают родственники, знакомые и просто единоверцы погибших, чтобы воздать последние почести жертвам холокоста.

Еврейский мемориал в Лопуховском лесу.
Молчаливый свидетель трагедии.

И только под вечер Тыкоцин немножко оживает. Перед магазином весело болтают мужчины, во дворах быстренько наводят вечерний порядок женщины. И где бы вы не проходили, вас обязательно встретят улыбкой. Этот город дышит ленивой беззаботностью. У него нет недостатков.