Для антисемитов, слухи о еврейском происхождении нобелевской лауреатки стали настоящим потрясением. Еврейские газеты с гордостью печатали на своих страницах биографию знаменитой ученой. Речь Посполита ликовала – польский «пантеон» пополнился еще одной незаурядной личностью. Но действительно ли Мария Склодовская-Кюри, одна из самых выдающихся польских женщин, имела в своем арсенале еврейские корни? Может, это всего лишь происки завистников? Ну что ж – будем разбираться.
В ноябре 1910 года, Мария Склодовская-Кюри выдвинула свою кандидатуру в Французскую Академию. Во время активной избирательной кампании, были предоставлены факты ее еврейского происхождения. Учитывая, что в те годы во Франции существовали достаточно сильные антисемитские настроения, этот инцидент получил широкую огласку в обществе.
Как минимум, добрая половина членов Академии учитывали «жидовские корни» польской ученой в принятии решений. Как результат – в 1911 году Склодовская проигрывает Эдуарду Бранли. Проигрывает, поскольку французы не желали видеть в своем окружении еврейку.
На это дело, естественно, не закончилось. Даже после смерти Марии Склодовской, в 1934 году, появилась якобы подтвержденная информация о ее еврейском происхождении. Предлагаем ознакомиться с заметкой в газете „Gerchtigkeit”:
«Мария Кюри родилась в 1867 году в городе Варшава. Происхождение – еврейское, что подтверждено вторым именем Складовской – Саломея. В 1891 году прибыла в Париж, не имея за душой ни ломаного гроша. Устроилась на должность обслуживающего персонала в лаборатории Сорбонны, самостоятельно изучала физику и химию. По протекции знакомых, была приставлена в качестве ассистентки к Пьеру Кюри, с которым, в последствии, сочеталась законными узами брака. Еврейское происхождение тщательно скрывала от окружающих, но в душе всегда оставалась верна своему народу».
Заметка взорвала общество. Ученый свет негодовал. В польских печатных изданиях, словно грибы после дождя, начали появляться разгромные опровержения. Суть их вкратце такова:
«Мы крайне возмущены подобными высказываниями в адрес нашей знаменитой соотечественницы. Мы можем частично закрыть глаза на некомпетентность писак, которые коверкают биографические факты и не указывают полной фамилии ученой дивы, скрывая таким образом ее польское происхождение. Мария Склодовская никогда не работала уборщицей в лаборатории, а для Пьера Кюри являлась отнюдь не ассистенткой, а верным другом.
Что касается вопроса о еврейском происхождении Марии, то тут не стоит опираться исключительно на наличие второго, «библейского» имени, поскольку такая практика довольно часто встречается у религиозных семей, не имеющих никакого отношения к евреем. Согласно проведенным исследованиям, мы можем смело утверждать, что Мария Склодовская-Кюри еврейкой не является и в ее жилах не течет ни капли жидовской крови».
Под влиянием информации о еврейских корнях Склодовской-Кюри, ее генеалогией вплотную занялись историки. Вскоре, был написан ценнейший артикул Зигмунта Ласоцкого, который пролил свет на еврейский миф.
Склодовские – древний, аристократический польский род герба Доленга. Предки Марии со стороны матери – дворяне Богуские герба Топур. Среди известных родственников Склодовской-Кюри особо отмечены в истории Якуб Склодовский (в 1733 году подписавший избрание короля Станислава Лещинского) и Францишек Богуский (регент и земский судья с 1767 по 1792 год).
Короче говоря, ни критика, ни восхваление Склодовской, как «дочери Сиона» не имели под собой абсолютно никаких оснований. Мария Склодовская-Кюри была чистой полячкой с деда-прадеда.
Последней точкой в еврейском мифе стала статья в газете «Ilustrowany Kurier Codzienny»:
«Мы ни в коем случае не стараемся доказать, что пани Склодовска обязана своим талантом исключительно «арийскому» происхождению. Но не считаем, что после смерти этой достойнейшей женщины кто-либо в праве манипулировать сознанием общественности, выдавая чистокровную полячку за еврейку и превращая ее в орудие воинствующего сионизма».
Вот, в принципе, и вся история. Еврейский миф был развенчан. Мария Склодовская-Кюри стала символом женской эмансипации, заняв достойнешее место среди ученых мужей. Но, даже если в ее жилах текла крохотная капелька еврейской крови – разве этот «дефект» соизмерим с теми деяниями, которые она подарила миру?