Последний польский оборотень

Слово «оборотень» стало для нас слишком привычным. Современная поп-культура представляет его в фильмах ужасов, компьютерных играх и молодежных сериалах. Одним словом – оборотни покорили мир. Сегодня уже никто не дрожит от страха перед полнолунием, хотя еще каких-то 100лет назад ситуация была кардинально противоположной. Особенно – в современной Польше. Жители Речи Посполитой боялись оборотней. Боялись, до ужаса.

Детская игрушка «Оборотень-Лохматыш».
Оборотни стали для нас слишком привычными.

Упоминания о ликантропии (превращение человека в волка) чаще всего присутствуют в славянском фольклоре. Сквозь поколения, из уст в уста передаются страшные истории о чудовищах, скрывающихся под покровом ночи. Среди простых людей, а том числе и в Польше, вера в сверхъестетсвенный явления была на столько сильна, что их не поддавали никакой критике. Существование оборотней, или, как их называют в Польше – «вильколакув», и прочих упырей на протяжении многих столетий упорно не желало превращаться в обычные легенды и сказки. Вроде бы и цивилизация, и поезда ездят, и лампочки зажигаются от электричества, а оборотни все продолжали вселять страх в души.

«Зевс и оборотень» (старинная гравюра).
Сквозь поколения передаются страшные истории о чудовищах.

Польша, 1901 год. Небольшая деревушка Мысцова возле Кросно (Подкарпатское воеводство). Жители этой деревни занимаются в основном сельским хозяйством и овцеводством. Пастухи спокойно выпасают скот на полонине. Вдруг, ни с того, ни с сего, на них нападает огромный волк. Выскочил из леса, схватил одну овцу и мгновенно скрылся в чаще. Чабаны бросились за злодеем, в надежде возвратить бедное парнокопытное. Но, когда они почти догнали зверя, он буквально растворился в воздухе вместе со своей жертвой. Все бы ничего, дело обычное. Но один момент смутил пастухов. На том же месте, где волк бесследно исчез, спустя несколько минут они увидели спокойно шагающего местного побирушку, некоего Ивана Качмарчика. Человек, вроде бы, безобидный, постоянно бродил из деревни в деревню, выпрашивая милостыню. Но каким образом он очутился среди леса? Да еще и в такой волнительный, недвусмысленный момент? Вердикт был однозначным. Качмарчик – ни что иное, как вильколак.

Деревня Мысцова.
В 1901 году здесь обитал оборотень.

Качмарчик, естественно, отвергал все возложенные на него обвинения. Чабаны же, в свою очередь, требовали возврата овечки. Иван попытался было бежать, но мужчины догнали его и влупили бедняге по самое негорюй. Куда же старому, больному попрошайке тягаться с свирепыми молодыми и сильными пастухами, каждый из которых был уверен в том, что они поймали настоящего оборотня. Страшно подумать, каким жестоким самосудом могла бы закончится эта история, если бы не вмешательство случайно проезжавших мимо жандармов. Офицер практически спас Качмарика от ужасной смерти, отправил его под конвоем в кросненский острог и немедленно доложил о инциденте начальству.

Властями было проведено тщательное расследование, опрос свидетелей и подозреваемых. В конце концов, состоялся суд, решением которого было признание пастухов виновными в жестоком избиении старика. 25 ноября 1901 года, виновные были отправлены в тюрьму на срок… от 5 до 10 дней. Однако, в ходе судебного разбирательства, оказалось, что многие жители Мысцова и Кросно убеждены в причастности Качмарика к ликантропии. Более того, даже некий пан Соленка (сельский голова Мысцовой), человек не глупый и образованный, с уверенностью доказывал факт вильколацтва и даже лично участвовал в избиении старика.

Избиение оборотня (старинная гравюра).
Пастухи были полностью уверенны в своей правоте.

Что же касается самого Качмарика, то он был полностью оправдан судом. Однако, во время расследования открылись несколько интереснейших фактов, которые еще больше усугубили уверенность местных жителей в том, что он является настоящим оборотнем. Старый, больной человек, жил исключительно за счет подаяний не особо богатых крестьян. При этом, он напрочь отказывался просить милостыню возле церкви. Не редко, за короткий промежуток времени, он был замечен в довольно таки отдаленных друг от друга хуторах. По местности Качмарек пробирался преимущественно в вечернее и ночное время, в во время полнолуния – исчезал.

Местные смельчаки отправились «с визитом» в старую, полуразрушенную хижину, в которой Качмарек обычно спал днем. Ими были обнаружены несколько овечьих шкур, обглоданные кости и пучки странного, не известного им, зелья. Но вот, что странно. После суда, Качмарек внезапно исчез, не забрав из хижины даже своего тряпья. Говорили, что спустя несколько дней его видели в околицах Крсичина, до которого из Кросно не одна сотня километров. Как мог немощный старик так быстро переместиться на столь отдаленное расстояние – до сих пор остается загадкой.

Оборотень, бегущий по лесу.
Дело обросло новыми загадками.

Верим мы в обортоней, или не верим – дело личное. Но, как бы там ни было, а Иван Качмарек навсегда вошел в историю Речи Посполитой, как «последний польский оборотень». В крайнем случае – как последний человек, обвиненный в ликантропии.