Замок в Славкуве. Проклятие польских упырей?

То, что старинные замки обладают определенной мистический энергетикой – ни для кого уже давно не секрет. Хотя, мы не особо покривим душой, если расскажем вам один секрет – на самом деле в большинстве замков никаких привидений скорее всего и нет. Это просто фишка такая – для привлечения туристов. И надо сказать, что это весьма эффективно срабатывает и поддерживается не только на местном, а иногда и на государственном уровне. Вспомнить хотя бы легенду о краковском драконе или о Белом Медведе из хелмских подземелий. Банальный пиар, замешанный на сказках, мифах и преданиях. Но – интересно ведь, правда? Именно поэтому многие исторические достопримечательности Польши снабжены специальными табличками, предостерегающими туристов «Осторожно, привидения!».

Предупреждающий знак «Осторожно, привидения!».
Такой знак предупредит вас о встрече с потусторонними силами.

Но на самом ли деле все настолько просто и скучно? Неужели все эти ночные завывания, мерцающие фигуры и древние проклятия ни что иное, как выдумка человеческого разума? Мы, конечно, не специалисты по этим делам, но если речь заходит о замке в Славкуве – вряд ли кто-то осмелиться предположить обычную фикцию, такой себе капканчик для туристов.

Как уж тут засомневаешься, если в околицах Славкува то и дело происходят совершенно необъяснимые происшествия. То туристы систематически ломают руки-ноги, то техника категорически отказывается работать баз каких-либо видимых причин… И это отнюдь не древние легенды. Все это начало происходить только после 1980 года, когда в Славкуве были откопаны руины древнего замка, датируемого XIII столетием.

Остатки замка в Славкуве.
Паранормальная зона.

Жители Славкува говорят – когда руины замка увидели солнечный свет, в мир было выпущено древнее проклятие. От момента открытия этих развалин прошло уже более 40 лет, а современная наука до сих пор не может объяснить, что же именно происходит вокруг них. Такое ощущение, будто бы древние жители этого замка мстят нашим современникам за то, что они потревожили их многовековой покой. Конечно, историки и археологи – люди рациональные и не склонны верить в басни о упырях, но, как они сами говорят, «что-то здесь есть».

Часть руин замка в Славкуве.
Какие тайны скрывают эти каменные стены.

Много лет жители Славкова даже не подозревали, что буквально под их ногами спрятаны руины древнего средневекового замка. Только письменные хроники XIII века упоминали о том, что на холме возле города когда-то возвышалась большая каменная крепость. Ее размеры, как на те годы, были поразительные. Оборонные стены в общей протяжности составляли около 270 метров, а их толщина – 2 метра. Ко всему этому, замок был построен из прекрасно уложенного камня и в связи с этим преспокойно мог конкурировать с другими крепостями того времени – Княжескими замками на Тумском острове и на Островку в Ополе. Чтобы вам было более понятно наше восхищение этим фактом, уточним – краковский Вавель в XIII столетии был окружен деревянно-земляными валами.

Славкув (средневековая миниатюра).
Средневековый Славкув.

Оборонный замок краковского епископата был построен в 1283 году, хотя есть некоторые сведения, что его история – более древняя. С трех сторон Славкув был окружен руслом реки Бяла Пшемша, а четвертая сторона была защищена крепостью, которая располагалась на холме возле дороги, ведущей в Славкув из Кракова. Размеры и форма замка – впечатляли. Огромное строение из светлого камня, с размерами 124 на 90 метров и высотой более 6 метров, толстые непробиваемые стены, массивные угловые башни. Самый настоящий каменный страж – сильный и неприступный.

Первым строителем замка был пшеманковский епископ Павел, но вскоре его отстранили от строительства замка, обвинив в расточительстве государственной средств. На самом же деле, здесь была замешана личная неприязнь и дворцовые интриги. Краковско-сандомежский князь Лешек Чарны был крайне возмущен не только богатством епископа, но и его общественному положению. А говоря проще – завидовал. Он призвал епископа Павла в свою резиденцию в Лагуве, мило с ним оттрапезничал за столом, уставленным вкуснейшими блюдами польской кухни, перемолвился несколькими фразами и… взял в плен. Что говорить – в истории Речи Посполитой корона и крест не всегда шагали рука об руку. Чтобы еще больше опозорить гордого епископа, его перевезли из Лагува в Серадз на лестничной телеге. Большего позора для религиозного сановника трудно было представить.

Остатки оборонной стены.
Замок краковских епископов.

Так бы епископ и умер в подземелье, если бы не римский папа Мартин IV. Узнав о вероломстве Лешка, он немедленно выслал ему письмо, в котором угрожал предать весь его род анафеме. Князю не оставалось ничего другого, как отпустить епископа на свободу, вернуть ему все отобранное имущество, да еще и выплатить огромную моральную компенсацию. Епископ вернулся в Славкув и продолжил строительство своего замка.

В последующие годы славкувский замок переходил из рук в руки. То он был в подчинении Польши, то его занимали чешские войска, то в него вторгались венгры. В конце концов, в замке поселился Ян Муската. О, это был персонаж еще тот! Мало того, что он с превеликим удовольствием исполнял любые «заплечные» дела, окружил себя разбойниками и убийцами, грабил околицы Славкува, так ему еще и приписывали ближайшее знакомство с самим Сатаной. Поговаривали, что Муската питается кровью своих жертв, то есть – был упырем. А самое интересное – что Муската сам был епископом.

Полуразрушенные стены, заросшие кустарниками.
История замка в Славкуве до сих пор не изучена.

Католическая церковь не могла долго терпеть такой нахальности, подрывавшей ее авторитет. Против епископа Мускаты было, изъясняясь современным языком, возбуждено уголовное дело. Мускату обвинили во всех смертных грехах и объявили слугой дьявола. Папа римский наложил на него проклятие. Нечестивого епископа казнили, а воспоминания об этом процессе остались в людской памяти и населили Славкувскую крепость кровожадными упырями.

В 1455 году крепость в Славкуве была полностью разрушена во время войны с крестоносцами. После этого ее уже не отстраивали. Трудно объяснить, почему. То ли не видели в этом никакого смысла, то ли репутация замка была настолько негативной, что ее решили попросту забросить. Как бы там ни было, но замок в Славкуве в скором времени буквально исчез с лица земли – его остатки были полностью засыпаны грунтом, заросли кустами и травой и остались в вечном спокойствии. До 1980 года.

Панорама Славкува с высоты птичьего полета.
Многие годы жители Славкува даже не подозревали о замке.

1980 год. Команда археологов во главе с Яцеком Пежаком прибыла в Славкув, дабы открыть средневековый замок краковских епископов для народа. Местные жители недоумевали – зачем трогать прошлое? Но археологов не удивишь ни страшными легендами, ни церковными проклятиями. Шаг за шагом они открывали миру остатки старинной крепости и радовались каждому сохраненному камешку, как дети малые. И тут – началось…

Поскольку копать приходилось довольно глубоко, холм вскоре покрылся траншеями с 4-метровой глубиной. В одну из траншей головой вниз упал работник. К счастью, эта история со счастливым концом – молодой человек застрял между двумя валунами и не повредил голову при падении. До дна траншеи, их которого торчали острые осколки камней, оставалось всего несколько сантиметров.

Через несколько дней приключилось уже более трагическое происшествие – один из реставраторов свалился со строительных лесов и разбился насмерть. Другой – заболел какой-то странной болезнью и вскоре скончался в местной больнице.

Вход в подземелье.
При раскопках замка происходили странные события.

При раскопках использовали специальную технику. Но экскаваторы словно взбунтовались – они отказывались работать. Один заменяли другим, тщательно осматривали, искали повреждения в механизмах. Ничего не помогало. Техника словно обезумела. Часы останавливались, телефоны не работали, машины глохли, подъезжая к руинам. Археологи, работающие в команде, утверждали – хотя от этого места веет тишиной и спокойствием, всегда остается ощущение присутствия чего-то потустороннего. Говорят, что это упыри стараются отогнать отсюда живых, чтобы заснуть своим страшным проклятым сном до окончания времен.