Самые странные надгробные памятники на польских кладбищах

Кладбищенский туризм в Польше? А почему бы, собственно, и нет. Тем более, что танатотуризм (осмотр мест, связанных со смертью) в целом мире довольно таки распространен, хоть и считается весьма экзотическим. Египетские пирамиды, скифские курганы, восхитительные парижские кладбища – все это ни что иное, как объекты танатотуризма. Речь Посполита не пасет задних в этой сфере, поскольку на ее территории находится множество ухоженных, частично забытых и полностью заброшенных кладбищ, путешествие по которым может стать удивительным приключением для каждого.

Старое кладбище в Кельцах.
Танатотуризм в Польше.

Польские кладбища поражают не только своей спокойной, умиротворенной атмосферой и постоянным мерцанием свечей. Дело в том, что на них находится огромное множество интересных надгробных памятников, которые с удовольствием приняли бы в свою экспозицию известнейшие музеи мира. Вот о некоторых из них мы сегодня вам и расскажем.

Пожалуй, во всем мире не найдется более интересного мавзолея, чем мавзолей генерала Юзефа Бема в Тарнуве. Последнее пристанище польско-венгерского героя не только находится высоко над землей, но еще и окружено живописным прудом, в котором обитают водоплавающие пернатые. Особенностью этой могилы является и то, что во время торжественных церемоний по возложению траурного венка, без лодки там ну никак не обойтись.

Генерал Юзеф Бем скончался в 1859 году в Сирии. Его остатки были привезены в родной Тарнув только в 1929 году. Но тут случился конфуз. Оказалось, что Бем, перейдя на службу в турецкую армию, принял ислам. Поэтому о захоронении бравого героя на местном католическом кладбище даже и речи быть не могло. Вот и решили соорудить мавзолей на Стшелецком острове, в самом центре городского пруда.

Мавзолей генерала Юзефа Бема в Тарнуве.
Могила над землей.

Такого надгробного памятника, как на Центральном кладбище Щецина, вы уж точно нигде больше не увидите. На могиле семьи Риессов (1940 г.) сидят четверо обнимающихся каменных мальчишек. Абсолютно голых.

И это не какая-то там метафора, и не отголосок семейной трагедии. Разгадка проста, до банальности. Дело в том, что после смерти жителя Щецина Волтера Риесса, его, убитая горем вдова, заказала надгробный памятник, основываясь на фотографиях с семейного отдыха над морем. Вот так четверо сынишек усопшего Волтера и были обречены на вечное существование нагишом. Интересно, как себя чувствовали вполне живые и здоровые мальчуганы, зная, что их каменные копии поселились на городском кладбище навсегда? Об этом, к сожалению, никто не знает. В 1945 году семья Риессов уехала из Щецина, но спустя несколько лет, сыновья ненадолго вернулись в город, чтобы похоронить возле отца их усопшую мать.

Могила четы Риессов.
Четверо нагих парнишек.

Главная особенность Старого кладбища в Кельце – чугунные памятники. Если в других местах вечного упокоения надмогильные памятники в основном производились из камня, кирпича, цемента и дерева, то кельцкий некрополь славится своими чугунными чудесами. И этому есть вполне логическое объяснение. Дело в том, что чугуна в этих местах было более чем достаточно, соответственно, и стоимость его была не высока. С 1820 года в Бялогоне (район Кельце) работал огромный цех по производству чугунных крестов, оградок, табличек и самих памятников, дизайн которых разрабатывали в Берлине.

На этом некрополе, основанном в начале XIX века, сохранилось более тысячи захоронений, сделанных до 1939 года. Огромное впечатление производят высокие, изящные неоготические часовенки. Самая красивая из них – часовня семьи Луканевичей, построенная в 80-х годах XIX столетия. В четырех нишах многотонной чугунной конструкции, под готическими арками, виднеются каменные фигуры святых и Богородицы Гваделупской, стоящей на Луне.

Часовня семьи Луканевичей на Старом кладбище в Кельце.
Чугунные чудеса кельцкого некрополя.

Есть три существенные причины, по которым просто необходимо побывать на Римокатолическом кладбище в Люблине. Во-первых – на этом старом некрополе прекрасно сохранились старинные фарфоровые изображения, которым уже более сотни лет. Здесь можно воочию убедиться, как выглядели жители Речи Посполитой прошлого и позапрошлого столетия – элегантные дамы в роскошных шляпах, импозантные мужчины с пышными усами…

Во-вторых – есть здесь и некоторое количество «ужастиков». В кладбищенском морге, подобно как в познаньском Крыльце Смерти, еще до начала XX века, все «новопредставленные» в обязательном порядке проходили некую процедуру. К их бездыханным телам подключали специальную систему сигнализации. При малейшем движении тела, сигнализация тут же срабатывала, и работники морга мчались на помощь «восставшему из мертвых». А все из-за панического страха быть похороненным заживо – прецедентов в те времена было более чем достаточно.

И в-третьих – на надгробных табличках люблинского кладбища можно прочитать множество стихотворных эпитафий, которые являются ярким признаком польского поэтического народного искусства. А самый красивый памятник Римокатолического кладбища находится на гробнице аптекаря Юзефа Соколи Гальчинского. На камне стоит бородатый старик с лирой в руках, одетый в длинный плащ и подпоясанный обычной веревкой. Старик грустно смотрит на склонившуюся перед ним плакальщицу, держащую в руках раскрытый лист бумаги с написанной на нем инскрипцией.

Гробница Юзефа Соколи Гальчинского.
Самый красивый памятник на кладбище.

Мрачное обличие убитого шута Миколая вы сможете лицезреть на кладбище в Совне (Западно-Поморское воеводство). Но почему же этот балагур держит в руках колбасу?

Легенда гласит, что Миколай Хинзе в юности пас гусей, а щецинский князь Ян Фридерик заметил смышленого мальца и пригласил его к своему двору в качестве шута. Однажды, князь очень сильно заболел и мучался от высокой температуры. Шут, чтобы хоть как-то помочь своему хозяину, взял его за шиворот и толкнул в пруд. Сказать, что князь был в ярости – это не сказать ничего. Он решил проучить смельчака и приказал якобы отрубить ему голову. Когда Миколай уже положил свою голову на плаху, мастер заплечных дел размахнулся своим топором и… ударил ним по незаметно подставленной колбасе. Присутствующие покатывались от хохота, а бедный шут умер от разрыва сердца.

Шут с колбасой.
Миколай Хинзе, скончавшийся от неудачной шутки.

Особенно хороши польские некрополи в первых числах ноября. Дело в том, что 1 ноября в Польше празднуется День Всех Святых. В этот день, как только стемнеет, поляки целыми семьями отправляются на кладбища, чтобы зажечь свечи на могилах своих родственников, знакомых, соседей и национальных героев. Некрополи наполняются веселым гамом, струящимися лучиками света и ароматом хризантем.