Поляк поляку даже в проигрыше завидует… (фраза из фильма)
Герой нашего сегодняшнего кинообзора родился возрасте лет эдак пяти, в семье медицинских работников. У его колыбельки старая Цыганка ворожила в состоянии патриотического транса, старый Цыган получил обширный инфаркт правого желудочка, а старый Медведь спокойно спал. Уже с первых дней своей реальной жизни, наш герой постоянно проявлялся и самовыражался, а первые свои «операцию» на открытом сердце проводил при помощи артишока и канцелярских скрепок, о которых один почтенный господин говорил, что их «постоянно вывозят, дескать, русские и фрицы спят, и мечтают, как бы еще ограбить нашу несчастную родину, и вообще – всячески поугнетать».
— Меня никто не остановит! (фраза из фильма)
К нашему огромнейшему счастью, авторы кинофильма «Боги» («Bogowie»), вышедшего в прокат в 2014 году, немного отошли от привычных стереотипов и создали картину, которую с легкостью может посмотреть (и – понять) любой среднестатистический зритель. Не фильм «школа с этим согласиться», не очередная лапша, не «снимаем фильм о известном человеке, поэтому все ваше мнение имеем в глубокой… виду, а любую критику будем расценивать, как элементарное неуважение к памяти Великого Поляка и обесчествование Великой Его Работы ». Этот очередной киношедевр польского кинематографа – всего лишь фильм, безо всяких там скрытых подтекстов. При чем такой, который смотрится от начала до конца с неподдельным интересом, способный выжать и улыбку, и напряжение и, даже, скупую слезу. Ну, вот такой вот фильм, вы понимаете? Нормальный такой фильм.
— Я принесла тебе сетоскоп.
— Стетоскоп. Это называется – стетоскоп.
— Не кури столько. Кондицию потеряешь. (диалог из фильма)
И именно поэтому мы не видим в фильме, где и когда родился знаменитый польский кардиохирург Збигнев Релига (да-да, именно он и является нашим сегодняшним героем), кто и когда подал ему руку, когда…
— Но-но, давайте без преувеличений! – говорит наш Внутренний Голос, — Уж что-что, а кто подал ему руку – мы прекрасно знаем.
На самом деле, на экране Збигневу руку подал не один человек, в то время, когда другие сыпали под ноги битое стекло и засовывали колья в спину.
— Может, все-таки, наоборот?
Можно, конечно, и наоборот. Но именно эта версия является нам более эффективной и правильной. Колья в спине можно и вытащить, а вот битое стекло… хм… обойти довольно сложно. О чем это я, собственно? А, все, припоминаю.
Несколько человек таки подали доценту Религе дружественную руку помощи. Другие же – с удовольствием пинали в подколенный сустав. Впрочем, это не имеет никакого значения. Збигнев Релига – человек известный, светило мировой кардиохирургии, успешно выполнивший первую в Польше пересадку сердца в 1985 году. Кто знает – тот знает, кто не знает – пусть прочтет. Ну, или, посмотрит фильм. Были выпущены десятки научных трактатов, с полусотни художественных книг. Среди такой наглой рекламной кампании…
— Наглой. – вздыхает наш Внутренний.
… рекламной кампании, авторы фильма подошли к своему детищу с величайшей осторожностью. Трейлер вроде-бы и поощряет к просмотру, но. Если бы за каждый трейлер, демонстрирующий лучшие кадры из фильма, давали по центу… ну да ладно. Как говорится, что козе смерть, то audaces fortuna juvat (сие крылатое выражение переводится, как «смелым судьба помогает»).
— Извините, это Вы тот сумасшедший со скальпелем?
— Я вам все объясню! Незамедлительное хирургическое вмешательство было неизбежным!
— Вы меня не поняли. Я пришел поблагодарить Вас. Вы спасли жизнь моего сына. (диалог из фильма)
И так. Фильм достаточно смотрибелен. Начинается гладко, проходит гладко, заканчивается гладко, мыла – мало.
— Да нету там никакого мыла! – орет на ухо Общественное Мнение.
Без шуток, это все-таки польский фильм. Не получится вот так-вот сразу переступить через тысячу лет бытия христианским фундаментом, две сотни лет романтизма и пол века творчества Занусси. Мыла мало, но мыло – есть. Особенно в сценах с супругой: минута плескания в озере, или алкогольный «приход» нашего главного героя перед поездкой в Забже. Создается впечатление, что авторы фильма «Боги» не придали особого значения персонажу «пани Религи». Или же придали, но именно в таком виде, который мы видим на экране, чтобы не отвлекать зрителя (то бишь – нас с вами) от основной сюжетной линии. Так что, извините, господа присяжные заседатели, но супруги тут полагается малая толика, дети вообще не нужны, родители, равно как и любимые деликатесы времен студенческой молодости – не имеют абсолютно никакого значения. То есть, они, конечно, есть, но где-то там, за кадром, с чем, собственно, нас и поздравляю.
Ну наконец-то! Наконец-то кто-то снимает биографический фильм без лишних персонажей, без лишних истерик, делая акцент исключительно на характере и сфере деятельности героя! Короткое, очень конкретное повествование о Збигневе Религе, обладающее ровно таким количеством «побочных эффектов», которое не позволяет фильму превратиться в унылые «слезы/сопли».
— Курва!
— Очко.
— Какое очко?
— 21-я «курва».
— Курва! (диалог из фильма)
И так. Фильм звучит. Сценарист удачно сделал ставку на короткие, вместительные диалоги, монологи и прочие рассуждения. Вопрос-ответ-отрицание-точка. И этот финт, скажу я вам, оправдан вдвойне. И – придает фильму эффект постоянного движения. Короткие сцены, мясистые диалоги, фильм набирает темп, зритель эрегирует. Представление не застревает в бесконечных тирадах, во время которых персонажи бесконечно выясняют бесконечные проблемы, объясняя зрителю контексты, подтексты, условия и прочие бестолковые нюансы. Раз-два, фраза, все понятно!
— Ну, естественно, понятно! – понимающе кивает Зритель, собрав в кулачек всю свою врожденную интеллигентность, коей обладает с незапамятных времен, и коего современный кинематограф в большинстве случаев принимает за слюнявого олегофрена.
— Вот так оно и бывает, господа. – скрепит зубами киношный Релига на съезде кардиологов, - Старые боятся, молодые не могут…
Одной этой емкой фразы достаточно, дабы снять шляпу перед сценаристом. Что тут еще сказать? Слова вне времени, вне места.
Ограниченные до минимума диалоги позитивно сказываются на актерской игре. Актеры должны всего лишь выразить свое мнение, промолвить свои 3 с половиной слова, и свалить подальше от объектива кинокамер. Таким образом, у них абсолютно не хватает времени, дабы пострелять глазами, или нервно потеребить мочку правого уха. Ох, эти мне Многозначащие Мины и Загадочные Паузы! Емкие диалоги написаны так идеально, что их невозможно раскритиковать. Короткие сцены не позволяют сойти с ума и оставляют место для тайны. Сколько в этом фильме актеров, сыгравших из рук вон плохо? Ни одного! Актер играет так, как должен, и ото, что должен. Точка.
Именно поэтому фильм «Боги» можно с превеликим удовольствием отнести в разряд настоящего киноискусства. Он на столько хорош, что не выдерживает никакой критики. Даже откровенные сцены профессиональных хирургических вмешательств показаны так изящно, что никакой мысли о «мочилове» в голову прийти не может. Конечно, на Оскар он не претендует ни в коем случае, но для обычного просмотра на выходной – более, чем годится. Тем более, что его популярность за полгода проката практически не уменьшилась. На сегодняшний день фильм «Боги» в кинотеатрах посмотрели более 2-х с половиной миллионов зрителей, а это – что-либо, да значит.
См. также: