Охранник для дочери («Sara») – ну и кино!

«Она может надеяться только на него, он может надеяться только на себя»

Признавалась ли я вам в любви к Богуславу Линде? Наверняка признавалась и не раз. Один из ярчайших (по моему мнению) образов главного супер-мега-секси-мачо Речи Посполитой, безусловно, роль ветерана спецназа с громогласным именем «Леон» (чем не ответка Люку Бессону) в «киношедевре» Мацея Шлесицкого «Сара», больше известного в наших краях, как «Охранник для дочери». При всем моем предвзятом отношении к Богусю, не могу не взглянуть на этот фильм глазами среднестатистического современного зрителя, для которого все эти бандитские заморочки, переплетенные канителью любовной лирики, кажутся уморительно жалкими.

Афиша фильма «Охранник для дочери».
Кино из 90-х.

И так – начнем.

Польша. Шальные 90-е. Рэкет, наркотики, вседозволенность и широкоплечие пиджаки. Фабула достаточно примитивна: простоватый с виду, но очень грозный польский мафиози нанимает алкогольно-зависимого 40-летнего офицера Очень Специального Военного Подразделения для охраны своей дочери-подростка. Ну, сами понимаете – бизнес, деньги, конкуренты. Мало ли чё. Дочь-подросток изначально, естественно, воспринимает новую «горилу» в штыки (подростки они такие подростки). А потом, естественно, влюбляется в своего спасителя, а спаситель влюбляется в дочь-подростка, а мафиози всячески этому препятствует, отрабатывая удары своих подопечных на ребрах и почках отставного офицера, а офицер – отрабатывает свои шпионские трюки на подопечных мафиози, чаще всего – на вылет, а потом – все заканчивается хэппи-эндом. Все, конец фильма, финальные титры, занавес.

Леон и Сара.
Польский «ответ» Люку Бессону.

Бредятина? Ну, уж, извольте-с. Вспомните, хотя-бы, подобные киношедевры отечественной киноиндустрии, снятые в тех же 90-х, всевозможные «Каталы», «Фанаты» и «Американ-бои». Фильмы, которые, не смотря на свою чернушную примитивность, перешли в разряд культовых. И «Охранник для дочери» обладает своей неповторимой изюминкой. И это при том, что практически ¾ фильма состоит из более-менее бредовых эпизодов, слепленых воедино. Режиссер Мацей Шлесинский организовал себе прекрасное алиби, стараясь подражать таким метрам, как Тарантино, и черпая вдохновение из незабываемых «Бешенных псов», «Криминального чтива» и «Леона-киллера». Но, будучи классическим польским режиссером, он не доверяет зрителю и упрощает каждый намек, выкрикивает каждую цитату, и делает это так долго, что даже трамвайная остановка успела бы сгореть дотла. В результате: агрессивность – 10, изящность – 0, Линда, танцующий танго – 100500.

Линда и Поперечко.
Мафиози нанимает алкоголика.

Диалоги… Диалоги вне всякой сколькотамбальной системы. «Любовь – это как строить дом и сжигать все вокруг» (матьвашу, так сочетание строителя и поджигателя – это любовь?) И когда она стоит под деревом, а ты мечтаешь, чтобы оно на нее упало, и ты смог ее спасти» (уж лучше поезд, чтоб наверняка). Или это: «Боже! Вы разбили автомобиль!» - фраза горилы-придурка, который в ситуации, когда девушке-подростку, которую он должен охранять, но в которую влюблен, едва не отстреливает голову по неосторожности, рискуя лишиться головы собственной. «Открой глаза» Я видел и не такие раны у парней, которые из этого выбирались» - уточним, что речь идет о 16-летней девчонке, получившей 4 огнестрельных ранения в грудную клетку, а какие там раны – мы, естественно, не видим, поскольку охранник Леон не удосужился распахнуть ее куртку, не осматривает ранения, не спасает Сару, не делает ничего логического, кроме камлания: «Ты не можешь умереть! Не умирай, слышишь? Не оставляй меня! Мы поедем в Африку и будем ловить рыбу!» (ну конечно, если в Африку за рыбой, то я, конечно же, не умру, я же так люблю африканскую камбалу). «А ты знаешь, что немцы платят по 40 дойчмарок за одну рыбину?» (ну все, если 40 марок – то я немедленно встаю, и фигня, что у меня в сумочке 400 тысяч баксов и 4 пули в груди, 40 марок за селедку с неба не падают!). «Ребенок! У нас же будет ребенок, ты понимаешь? Ты не должна умирать, ты должна жить, ты это понимаешь?» (не понимаю. Ребенок? Какой ребенок, от кого? От камбалы? А сколько немцы платят за одного ребенка?).

Бандитские разборки.
Лучше смотреть, чем слушать.

Короче говоря, диалоги в фильме – феерично-идиотичные. Привожу пример своего любимого:

— Не строй из себя такую взрослую!

— Я не строю, я теперь взрослая и поэтому буду одинокой!

— Мой отец в твоем возрасте подбил немецкий танк!

(Я, конечно, извиняюсь за столь абсурдный перевод. Возможно, в русскоязычной версии фильма «Охранник для дочери» эти фразы звучат несколько иначе, но я же его смотрю в оригинале!)

Диалоги диалогами, но и эпизоды фильма выглядят так же аляповато. Судите сами: главный герой извлекает эспераль, вшитую доктором в район позвоночника. Сам извлекает. Обычной вилкой. Тот же самый доктор, готовясь сделать аборт девочке-подростку (по приказу отца-мафиози), читает над привязанной пациенткой «Пособие домашнего доктора», ганстер, стреляющий из пистолета, держит пистолет дулом к себе, отец-мафиози закапывает десятки трупов в цветнике, костер под ванной (шедевральная сцена!) в самом центре квартиры абсолютно не задымляет комнату, но при этом из дымохода дым идет, как из паровозной топки. И абсолютный рекорд – сцена, где главный герой, обстреливаемый со всех сторон тремя бандитами, достает пистолет, выбрасывает из него магазин, достает новый, устанавливает, орет… Ущипните меня! Для несведущих в милитаристике, объясняю: данная сцена означает, что не смотря на то, что везде таится зло, а бандиты ежеминутно пытаются убить Леона, малолетку Сару, старенького отца, рыбок, собаку и искреннее чувство любви, офицер Очень Специального Подразделения разгуливает с пустым магазином, не имея в стволе ни единого патрона. Полный магазин. Естественно, находится в кармане.

Сцена в ванной.
Сплошная романтика.

Актеры… Делают, что могут. А могут они не много, поскольку режиссер изначально вкладывает в их уста осколки деревянных диалогов и заставляет играть по сценарию для умственно-отсталых. Богусь Линда в фильме носит широкие полотняные штаны, растянутые майки (прекрасно сидящие на его накачанном торсе) и совершенно деревенский вариант мужской обуви. Цезари Пазура (горила) по сценарию играет идиота в мокасинах и белых носках. Марек Поперечко (мафиози) вежливо играет то, что ему сказали, но, будучи опытным актером, несколько иронизирует над собственной ролью. Настоящее открытие фильма – Агнешка Влодарчик (Сара). Не потому, что красивая, не потому, что добрую половину сцен сыграла в частичном или полном дезабилье (хе-хе, кто бы там смотрел на актерскую игру, если пред глазами маячат статные, налитые девичьи телеса). Редко можно встретить неопытную актрису, которая, не смотря на аляповатость сюжета и диалогов, преподносит свой текст так искренне, живо, без напускных гримас и излишней театральности. Станиславский сказал бы – «Верю!». Кстати, дальнейшая кинокарьера Агнешки Влодарчик, к огромному сожалению, свела всю эту живую искренность на нет. Так что первая роль в фильме «Сара» наверняка останется в анналах польского кинематографа, как лучшая.

В 1997 году, когда фильм «Охранник для дочери» вышел на киноэкраны, часть зрителей крайне возмущалась по поводу использования несовершеннолетней актрисы (на то время Агнешке Влодарчик едва исполнилось 16 годков) в эротических сценах.

Агнешка Влодарчик.
А Сара то уже не та.

При всей своей нелепости, кинокартина «Охранник для дочери» обладает определенным изяществом. О таких говорят – старый, добрый фильм. Такие любят пересматривать дождливыми осенними вечерами. Вспоминая то шальное время. Ну, те кто помнят. Точно пересмотрят с удовольствием. И не смотря на недостатки, фильм «Сара» является одним из шедевров польского кинематографа. Школоте, к сожалению, не понять.

Танго в ресторане - Фрагмент из фильма «Охранник для дочери».